• 8539
В надежде на то, что лаборатория Google будет творить чудеса

Конор Доэрти. Сан-Франциско, США

Исследовательская лаборатория идей компании Google – Google X – называется Moonshot Factory. Выбрав подобное название, компания хотела напомнить людям, что большие проблемы можно решить.  В прошлом месяце, после нескольких лет разработок, Google прекратила испытания своих интернет очков – проекта под названием Google Glass. И хотя устройство имело многообещающие возможности в плане коммерческого применения, его первые шаги в мире простых потребителей были неудачными.

Публичный провал проекта указывает на куда более важный вопрос. После терпеливого отношения к невероятному увеличению расходов на разработки и исследования, начиная с биологии и заканчивая космическими исследованиями, на Wall Street начали задумываться о том, когда же научные проекты компании Google начнут приносить плоды. И начнут ли вообще.

— Мы хотим, чтобы компании продолжали расширять горизонты. Но они также должны нести финансовую ответственность, - заявил Бен Шахтер, аналитик компании Macquarie Securities. — Мы не имеем представления о том, что на самом деле происходит.

Поэтому инвесторам остается только догадываться. Два года назад аналитики подсчитали, что продажи очков Google к 2018 году достигнут от $3 млрд до $11 млрд. Проект самоходных машин Google, который к данному моменту столкнулся с большими проблемами технологического и регулятивного характера, аналитиком компании Piper Jaffray Дженом Мюнстером оценивается в $200 млрд.

— Все строят прогнозы по лучшему сценарию, - объясняет он. — Цифры планируемых продаж строятся на вполне осязаемых вещах, но ко всему этому мы добавляем то, что все непредсказуемо.

Мудрость финансирования непредсказуемости не была бы под вопросом, если бы рекламный бизнес Google – основное направление деятельности, на которое приходится 90% доходов – процветал как раньше. Его рост, хотя и составляет 20% по сравнению с прошлым годом, замедлился. И доминирование компании в сегменте поисковых инструментов Google Desktop пошатнулось, потому что потребители стали проводить больше времени в мобильных телефонах, небольшие экраны которых менее прибыльны в плане рекламы.

И теперь вместо заоблачных расходов на идеи, которые, возможно, никогда не будут воплощены в жизнь, стали концентрироваться на более приземленных вещах – таких как затраты и прибыль. Расходы на исследования и разработки в прошлом году достигли 12% от оборота – максимальной доли с того момента, как в 2004 компания вышла на открытый рынок.

Самые необычные проекты творят в Google X - кирпичном здании, расположенном в полумиле от основного офисного корпуса в городе Маунтин-Вью (Калифорния, США). Google X специализируется на технологиях, которые запустят в серийное производство через 5-10 лет. Глава «фабрики идей» Астро Теллер, на чьих визитках можно увидеть надпись «Капитан Moonshot Factory», всесторонне развитый программист, подрабатывающий писателем. Когда-то он также руководил хеджевым фондом.

В одном из интервью Теллер рассказал, что в сферу деятельности его департамента входило генерировать финансовые результаты равнозначные тому, что инвестор может ожидать, когда вкладывает деньги в новую компанию. «Так как присутствуют большие риски, мы должны обеспечить хороший возврат инвестиций», - объяснил он.

Самые известные проекты Google X - очки и самоходный автомобиль. Но если заглянуть глубже, можно найти больше. А именно — попытки получить электроэнергию посредством воздушных змеев или проект доставки грузов посредством дронов. А по всему южному полушарию компания планирует запустить аэростаты, цель которых — обеспечить подключение к интернету. Если к этому списку добавить другие эксперименты Google X – реактивные рюкзаки и летающие скейтборды – будет легко понять, почему инвесторы нервничают.

Несмотря на потрясающие идеи, Google идет по уже проторенной дороге. Сегодня компания настолько доминирует на рынке поисковой рекламы, что ей практически ничего не остается, как только щедро тратить на проекты будущего.

— Если вспомнить историю и вернуться на 30-35 лет назад, организациями с большими отделами разработок и исследований были AT&T, IBM и Xerox, - говорит Эд Лазовска, профессор компьютерных наук Вашингтонского университета. — Заметьте, что все эти компании фактически были монополиями.

Google все еще уделяет много времени и денег глубоким компьютерным научным исследованиям, которые являются частью основной деятельности. Два года назад, к примеру, компания добавила новую функцию в своей соцсети Google Plus, которая позволяет вести персонализирующий поиск фотографий. За этим событием стоят годы просчетов и экспериментов, цель которых сделать так, чтобы компьютеры могли лучше распознавать изображения.

  • Мы сами себя оцениваем, задаваясь вопросом: «Исследование заканчивается, когда его результаты используют в продуктах?», - объясняет Джон Джианнандреа, курирующий несколько исследовательских проектов в Google.

И время от времени Google X направляет проекты назад в головную компанию для того, чтобы последняя могла получить немедленную выгоду. Так произошло с проектом нейронной сети (ранее носившим название Google Brain), в рамках которого исследователи использовали определенные алгоритмы, чтобы научить компьютеры выполнять различные задачи: прочитывать текст или понимать разговорную речь.

— Проект искусственного интеллекта Google Brain выгоднее, чем Google X вместе взятый, - уточняет Теллер.

Для Google, как и любой другой компании, инновации еще не являются гарантией успеха. Даже когда одна компания создает революционной продукт, другая компания может пустить его в серийное производство. Разработка интегральных схем велась независимо двумя компаниями – Fairchild Semiconductor и Texas Instruments. Но именно Intel удалось захватить рынок. Графический интерфейс и мышь были придуманы и улучшены такими компаниями, как Xerox. А известность приобрели благодаря первому компьютеру Macintosh компании Apple. Но именно Microsoft удалось завоевать рынок компьютеров.

— Будет правильным сказать, что мы намного больше не знаем, чем знаем, - говорит Джош Лернер, профессор экономики Гарвардского университета, специализирующийся на изучении инноваций и предпринимательства. Он также добавляет, что достаточно не просто найти решение проблемы компании «Xerox», которая создала потрясающую идею, но вот превратить ее в успешный проект удалось другой компании.

Разные компании пытались решить данную проблему посредством отхода от таких фундаментальных исследований, за которые ученые получают Нобелевские премии. Вместо этого они концентрируются на проблемах, в основе которых технологии уже найдены. В таких компаниях также стараются распределять исследователей по всей организации. Или как в случае с IBM - отправлять их в реальный мир, чтобы они видели, какие проблемы требуют решения.

— Мы сделали так, чтобы наши сотрудники плечом к плечу работали с нашими клиентами над решением проблем, - объясняет Закари Лемниос, вице-президент IBM по стратегии исследований. — И все эти люди – это доктора наук. Люди, которые, возможно, носят разные носки.

Но для акционеров, которые зачастую обладают меньшим терпением, чем исследователи, нет ничего убедительнее, чем новый блестящий продукт, прибыль от продажи которого можно измерять каждый квартал. И если его не будет у них прямо сейчас, им, по крайней мере, необходимо знать, когда его можно ожидать.

Во время последнего конференц-звонка с инвесторами финансовому директору компании Google Патрику Пичетту задали вопрос о многочисленных крупных инвестициях.

— Я лишь хочу заверить вас, что мы делаем инвестиции разумно и организованно, - сказал он. — Мы двигаемся вперед, чтобы гарантировать нашим инвесторам то, что не зря тратим их деньги.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые