• 7644
Малазийский рейс MH17: тела погибших в заложниках недоверия

Сабрина Тавернайс и Ноа Шнайдер, Торец, Украина

Спустя три тяжелых дня после крушения рейса MH17 компании «Malaysia Airlines» тела большинства пассажиров оказались здесь, на кишащей мухами железнодорожной станции небольшого угледобывающего городка на востоке Украины.

На данный момент пять серых морозильных вагонов с телами погибших застряли здесь — в конфликтной зоне, подконтрольной ополченцам. Жертвы авиакатастрофы стали заложниками большой политики и недоверия.

Власти в Киеве обвинили пророссийские силы ополчения, контролирующие данный регион, в препятствовании доступа к телам и месту катастрофы. Таким образом затягивается и без того болезненный процесс для семей погибших.

Ополченцы однако настаивают на своем сотрудничестве, заявив в воскресенье о своей готовности вернуть найденные ими 247 тел представителям международного сообщества. Но по их словам последние не прибыли на место крушения. И ополченцы обвиняют украинское правительство в том, что те в свою очередь сами спугнули наблюдателей. Хотя европейские чиновники оспорили данное заявление.

Ни одно из противоречащих друг другу сообщений не отражает тот хаос, который твориться на месте трагедии, где несогласованные действия по извлечению тел погибших производятся совершенно разными группами, которые в большинстве своем состоят из неопытных людей. В воскресенье на месте крушения работали шахтеры, которые пришли сюда прямо со своих рабочих смен; местные жители, прибывшие на мотоциклах; а также работники скорой помощи с недостаточным оборудованием, которые ночевали в поле в покосившихся оранжевых и голубых палатках, несмотря на запах разлагавшихся тел вокруг.

Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте в воскресенье заявил, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе вела переговоры с ополченцами по вывозу тел из конфликтной зоны.

«Все усилия направлены на то, чтобы направить этот поезд на территорию, контролируемую украинскими властями», — объявил Рютте на пресс-конференции в Амстердаме согласно сообщению агентства «Reuters». По его словам группа специалистов скорее всего попадет на место трагедии в понедельник с целью опознания тел погибших.

Но сейчас поезд никуда не двигается. Что является окончательным унижением для семей, которые оплакивают потерю своих близких. Когда в воскресенье водителя поезда спросили, куда направляется состав, он ответил, что маршрут еще не известен.

«Никто не знает, и никто ничего не скажет», — только он и сказал.

Соединенные Штаты и Украина критикуют ополченцев за то преднамеренную фальсификацию и сокрытие доказательств, которые по их мнению происходят на месте крушения.

Представитель Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Лысенко во время брифинга в Киеве рассказал, что сотрудники МЧС Украины были вынуждены вернуть найденные тела сепаратистам. А некоторые украинские чиновники утверждают, что ополченцы также расставили посты на дороге с тем, чтобы помешать специалистам попасть на место катастрофы и вывести тела за его пределы.

На самом месте трагедии слабо чувствуется какой-либо порядок в действиях.

Вместо оцепления, вертолетов для прочесывания 13 квадратных миль зоны крушения, и специалистов, осматривающих каждую мелочь, зона трагедии на конфликтной территории превратилась в беспредел в советском стиле. Например, милиция реагирует только на дорожные происшествия.

«Эта трагедия ни на что не похожа», — прокомментировал ситуацию Майкл Боцюркив, представитель миссии ОБСЕ в Украине. Стандартный действия должны быть такими: «Сначала оцепите зону, а затем действуйте так, как положено».

И добавляет: «Но здесь такого не произошло. И даже непонятно, есть ли у них возможности, чтобы так сделать».

В воскресенье на месте разбившегося самолета спасатели копались среди обугленных чемоданов, искореженных сидений, кусков метала и одежды. Руками или используя небольшие палки. Возле обломков фюзеляжа паслись коровы в поле. Зеленые военные носилки, местами в темных пятнах крови, лежали на траве возле дороги.

«Здесь тело!» — закричал кто-то из людей. Они начали копать усиленней, безуспешно дергая за большой кусок метала, который тяжелым грузом лежал на нераспознаваемой части тела.

Другой попросил о помощи. «Здесь никого нет», — сказал еще один. «У кого-нибудь есть лопата?», — спросила еще кто-то.

Представители разведывательной службы США заявили, что проведенное должным образом расследование поможет дать ответ на самые важные вопросы. Главный из которых — кто ответственен за крушение самолета. Но надежды на то, что на месте трагедии можно найти что-либо полезное, таят с каждым днем.

Спустя два дня после трагедии, имеющие значение доказательства лежали в пяти милях от основного места крушения обломков — на поле, с которого лишь недавно собрали урожай. Похоже, что их так и не исследовали. Большой скрученный лист метала — видимо часть обшивки самолета — с многочисленными отверстиями. Изучившие фотографии специалисты в оружии пояснили, что отверстия похожи на те, которые могла оставить ракета. Та ракета, которая по мнению официальных лиц США и сбила самолет.

Атмосфера недоверия еще больше ухудшает весь процесс. Один из лидеров ополченцев Александр Бородай заявил в воскресенье, что черный ящик, содержащий сведения о происходящим на борту до падения самолета, обнаружен. Но он хочет отдать его международным экспертам, а не украинским властям.

Чиновники в Киеве обвинили ополченцев в том, что те пытаются скрытно вывезти ящик в Москву, и даже обнародовали в подтверждение этому аудио записи разговоров. Также в воскресенье украинское правительство заявило о том, что было захвачено 23 ополченца, и у всех были российские паспорта.

Шахтер Николай ехал вместе с еще 25 рабочими с утренней смены в большом старом белом автобусе с голубыми полосками. Они ехали на место трагедии, чтобы оказать помощь. Шахтеры группами по семь человек вместе со спасателями прочесывали поля в поисках тел и обломков самолета.

Николай Васильевич — который пожелал не говорить свое фамилию — недавно сам пережил трагедию. Во вторник в его квартиру попала бомба. В результате взрыва погиб его брат. Жители деревни винят украинских военных, которые по их словам целились на самом деле в расположенную рядом базу ополченцев. Хотя сами украинские власти отрицают этот факт.

«Завтра ему бы исполнилось 55», — говорит Николай, сидя и щелкая семечки возле автобуса. Он винит украинцев за сбитый пассажирский самолет. И здесь в этом уверено большинство жителей.

Ополченцы покинули место трагедии в воскресенье. Хотя караульный жалуется на примитивность операции. Небольшая группа лис бегали среди обломков ночью. Их привлек запах.

«Все уже можно было давно сделать, если бы над полями пустили вертолет», — считает ополченец, назвавший себя Вовой. В его руках винтовка, сделанная еще в 1954. «Горе должно сплачивать людей».

Один из ушедших с места трагедии ополченец с кличкой Комар. Комар стрелял в воздух каждый раз, когда люди его не слушались. Наблюдатели ОБСЕ покинули место крушения в пятницу, когда услышали стрельбу. Но в воскресенье вернулись сюда снова, уже в сопровождении охраны, многие из сотрудников которой носили синие камуфляжные штаны и береты украинской расформированной спецмилиции.

Жители деревни Грабово, возле которой упал самолет, собрались помолиться и возложить цветы вдоль дороги. На месте крушения на обломке черного метала лежат желтые ромашки. А рядом маленькая кукла в лиловом платье. Оставленная на память.

Президент Украины Петр Порошенко заявил, что ополченцы украли кредитные карточки погибших с места крушения. Жительница деревни Елена — отказавшаяся назвать свое полное имя — решительно отвергла это заявление.

«Это грех — большой грех в нашей вере», — сказала она. «Это кладбище. Кто может оттуда что-то брать?».

New York Times News Service

Свежее из этой рубрики