«С точки зрения экономической логики, если абстрагироваться от эмоций... разворот (ситуации) должен быть. Но здесь же уже эмоции ... это как раз та ситуация, когда люди не ведут себя как рациональные существа, теория рациональных рынков не работает», — сказал экс-глава Национального банка Казахстана Григорий Марченко в эфире «Россия24», отвечая на вопрос о взаимных санкциях между Россией и Западом, последовавших после аннексии украинского Крыма.
«Когда основной движущей силой являются эмоции, непонятно что люди могут сделать... как далеко они зайдут, сказать очень сложно», — считает Марченко, называвшийся в эфире ТВ независимым экономистом. Марченко, разработчик казахстанской пенсионной системы в общей сложности 12 лет руководивший Национальным Банком Казахстана считает, что Украине без помощи извне не обойтись, уверен, что компаниям пора присмотреться к рынкам Гонконга и Китая и в очередной раз заявил о необходимости о диверсификации валют.
«По Украине должен быть кто-то третий ... который должен помочь, чтобы сели вместе США, Россия, стороны конфликта в Украине, Европа и до чего-то договорились», — сказал он. По мнению Марченко, одна Европа Украину не потянет, «потому, что им это обойдется в триллион долларов в среднесрочной перспективе ... и Россия точно также в одиночку, с учетом того, сколько денег потратили и потратят на Крым ... это суммы, которые не подъемные для российского бюджета».
Рынки
«Обстоятельства заставляют, нужно разворачиваться. На счет Кореи и Японии нужно работать. На счет Гонконга и Китая, там деньги есть, их очень много, просто с этими инвесторами нужно работать», — сказал Марченко. По его словам, очень большая часть инвестиционного сообщества в Гонконге это дочки GP Morgan, Citi Bank, HSBC и т.д., но есть и дочки китайских банков, это Citik, это гонконгские банки.
«Понято, что 15 лет работали в одном направлении, теперь перестраиваться тяжело... люди уже забыли, что в начале 90-ых рынок для российских ценных бумаг был никакой ни Лондон, а Берлин, даже ни Франкфурт, потом на первом месте с большим отрывом был Нью-Йорк, а потом, после событий 2001 года и ужесточения законодательства все пошли в Лондон», — напомнил экономист.
«Следующим этапом может быть Гонконг, через 20 лет это может быть Мумбаи или уже Москва. Финансовые центры меняются», — сказал Маренко. ЕС и США в марте ввели первый пакет санкций в отношении российских чиновников и бизнесменов из окружения президента РФ Владимира Путина, в июле ввели еще более жесткие санкции, которые коснулись энергетики, банков, оборонной отрасли России. Кроме того, к санкциям против России присоединились Канада и Япония, Австралия и Швейцария.
Выход
«Если и есть методы выхода, они в основном теоретические ... все понимают, что выход будет крайне болезненный и поэтому все пытаются его отложить. Ну и плюс само по себе состояние американской экономики оно еще пока не достаточно устойчивое, не достаточно здоровое для того, чтобы пойти на повышение ставок», — считает Марченко.
«Все прекрасно понимают, что рано или поздно это придется делать и это крайне болезненно скажется и на американской экономике и на инвесторах», — сказал он. Экономист прогнозирует, что всех, кто инвестировал в американские ценные бумагах ждут «сильные убытки».
«Мы говорим в целом, что надо выходить из долларов США, ни в один день, постепенно. И кто найдет возможности диверсификации, и меньше будет зависеть от американского доллара, тот меньше получит убытков в тот период, когда начнется повышение ставок», — сказал Марченко.
Казахстанские яблоки
«Сами американцы пишут... что если у Европы будет хоть один шанс спрыгнуть с этих санкций, она это сделает», — сказал Марченко в эфире Россия 24 за пару часов до заявления премьера России Дмитрия Медведева о запрете импорт ряда продуктов из стран США, ЕС, Австралии, Канады и Норвегии.
«Со стороны это достаточно забавно (выглядит): сначала европейские руководители собираются и объявляют о санкциях, потом их министры иностранных дел ... рассказывают, как будет страдать из экономика. В Польше, когда по яблокам начались, они сказали, что каждый поляк должен съест 4,5 кг яблок... и радостно сказали, что Европейский Союз должен компенсировать за потерю российского рынка», — сказал Марченко.
«Весь вопрос в том кто кого и как долго будет компенсировать», — добавил он и напомнил, что в Казахстане есть яблоки и мясо.
В соответствии с указом президента России 7 августа Россия в ответ на санкции со стороны Запада ввела полный запрет на импорт фруктов, овощей, мяса, рыбы, молочной продукции из США, ЕС, Австралии, Канады и Норвегии. Запрет будет действовать в течение одного года.