• 11997
Обстрел самолета может стать поворотным моментом в украинском конфликте

Самолет с 298 пассажирами на борту, сбитый в прошлый четверг, может стать поворотной точкой в конфликте между Россией, Украиной и Западом. Учитывая наличие предпологаемых доказательств того, что пророссийские сепаратисты выпустили ракету, давление на Владимира Путина растет.

Посреди поля, усеянного дымящимися обломками самолета, лежит путеводитель «Бали и Ломбок». Ночной кошмар из пепла, искореженного метала и частей тела. Для пассажиров рейса MH17 авиакомпании «Malaysia Airlines» планы на отпуск в тропиках закончились смертью возле птицефермы на окраине деревни Грабово на востоке Украины.

В четверг вооруженные ополченцы осматривали обломки самолета, который был сбит ракетой «земля-воздух» во время перелета из Амстердама в Куала-Лумпур. Люди в камуфляже на камеру показывали голландские паспорта. А один даже фотографировал ужасающее место трагедии на свой сотовый телефон.

Услышав страшный взрыв днем в четверг жители соседней деревни Северное сначала боялись выйти из своих домов. Как рассказал журналист, назвавший себя Сергеем, они боялись, что могут попасть под обстрел украинской армии. «Взрыв был таким сильным, что мой друг даже лег на землю».

Затем к месту катастрофы, которое находится в трех километрах, из города приехали молодые люди на мопедах. По словам Сергея они увидели тело возле дороги. Осторожно ходили по обожженной земле. Хотя на большинстве были сандалии и шорты. На земле лежали тела с вывернутыми конечностями. У одной женщины все еще был открыт рот в испуге.

Все вокруг казалось почти сюрриалистичным: то как людские страдания в результате авиакатастрофы переплелись с войной в восточной Украине — на территории, подконтрольной пророссийским сепаратистам на восточной окраине Европы.

Все 298 человек на борту Boeing 777 погибли в результате крушения. Многие из них летели в экзотические путешествие по Азии. На борту были как молодые пары, так и 80 детей, включая троих младенцев. Погибли целые семьи, о чем свидетельствуют детские рисунки и книжки с комиксами, которые теперь разбросаны по этому отрезку украинской земли.

Среди погибших было четыре гражданина Германии: Вильгельмина Б., сидевшая на месте 36F; Фатима Д., 24-летняя студентка на месте 20D, летевшая в Австралию к своим родителям; Габриэль Л., на месте 21E, которая работала учителем в немецкой школе в Сиднее; и 24-летняя студентка Ольга И., на месте 41E, которая путешествовала со своим парнем из Украины.

Голландцы скорбят

189 пассажиров были гражданами Нидерландов. Вся страна с четверга пребывает в состоянии скорби. Памятная открытка, прикрепленная к букету белых лилий, возложенных перед Терминалом 2 в амстердамском аэропорту Схипхол, гласит: «Голландия скорбит. Мир находится в состоянии шока. Этого не должно было случиться». Рядом с букетом стоит столик с книгой соболезнований, в которой кто-то написал: «Это было преступлением против человечества». Голландский премьер-министр Марк Рютте, отдавший распоряжение приспустить флаги, сделал такое заявление: "Прекрасный летний день не мог закончится более трагичным образом«ю Вместе с королем и королевой Нидерландов Рютте встретился с семьями погибших в понедельник.

До прошлой недели большинство жителей Западной Европы воспринимали гражданскую войну на Украине как чужой конфликт на отдаленной территории, в которым участвуют бородатые мужчины в странной униформе. Крушение самолета, летевшего рейсом MH17, вдруг сделало конфликт намного ближе.

Действительно, ракета сбившая авиалайнер могла задеть любого, кто летит отдыхать в Азию. Маршрут над восточной Украиной является одним из самых загруженных воздушных коридоров в мире, известный пилотам как «L980». Любой, кто хоть раз летал из Франкфурта, Амстердама или Лондона в Сингапур, Гонконг или Мумбаи скорее всего точно путешествовал по этому маршруту.

В то время, когда произошла катастрофа, полеты, осуществляемые компаниями «Singapore Airlines» и «Air India», проходили в воздушном пространстве над контролируемой ополченцами территорией. На высоте всего в нескольких километрах от нее. Рейс «LH 797» компании «Lufthansa», следовавший из Гонконга во Франкфурт, должен был пролетать над регионам через несколько часов после злополучного малайзийского рейса. Но после трагедии пилотам дали инструкции запрограммировать бортовой компьютер на новый маршрут. И с того момента все коммерческие рейсы начали избегать перелета над конфликтной территорией.

Переломный момент?

Крушение рейса «MH 17» может попасть в историю как переломный момент в украинском конфликте. Если так действительно произойдет, это будет не первым случаем, когда катастрофа в сфере гражданской авиации имела огромные политические последствия.

Российский оппозиционер Борис Немцов охарактеризовал падение малайзийского авиалайнера возле Донецка — города в восточной Украине — как аналог событий 9 сентября 2011 года для Восточной Европы. Хотя может это и не лучшее сравнение, но трагедия 17 июля точно является важным переломным моментом для России и ее президента Владимира Путина, а также для украинского президента Петра Порошенко, чья инаугурация состоялась лишь два месяца назад. Это также переломный момент для всего Запада, и особенно европейцев, потому что трагедия вынудила их применить более решительный подход в украинском конфликте.

Россия утверждает, что этот больше нельзя оставлять без внимания этот региональный конфликт.

Официальное расследование будет длиться еще долго. И не похоже, что все стороны признают результаты и заключения, к которым придут эксперты. Но уже ясно, кто является основными подозреваемыми в причастности к падению самолета: пророссийские сепаратисты на Украине, которые в течение последних нескольких недель получили внушительный запас оружия от России и могли непреднамеренно нанести удар по коммерческому авиалайнеру ракетой класса «земля-воздух». Возможно они полагали, что это было украинское военное воздушное судно.

В прошлую пятницу президент США Барак Обама, повторяя мнение своего представителя при ООН Саманты Пауэр, заявил, что скорее всего именно ополченцы виновны в этой глобальной трагедии. Согласно сообщениям в американских СМИ изображения, полученные с разведывательных спутников США подтверждают это предположение. Канцлер Германии Ангела Меркель была более осторожна в своих высказываниях, хотя многие дипломаты Министерства иностранных дел Германии также рассматривают эту версию событий как наиболее вероятную.

Обама: «У нас нет времени на пропаганду»

Кто должен нести ответственность за сбитый Boeing, на борту которого находились невинные люди? Если выяснится, что это пророссийские ополченцы, которым Россия предоставила оружие, президент Владимир Путин столкнется с серьезной критикой, которая скорее всего перейдет в дальнейшие санкции со стороны Запада. Которые в свою очередь могут нанести России большой ущерб. Может быть поэтому сепаратисты сначала и пытались помешать независимым наблюдателям из Организации по сотрудничеству и безопасности в Европе (ОБСЕ) попасть на место катастрофы?

«У нас нет времени на пропаганду», — заявил Обама. «У нас нет времени на игры». Александр Турчинов, спикер Верховной Рады Украины, даже призвал Запад начать посылать оружие его стране.

В Европе многие лидеры выразили негодование по поводу обстрела самолета. На первой полосе газеты «Sunday Times» премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон назвал нападение на самолет «прямым результатом того, что Россия дестабилизирует ситуацию в суверенном государстве, нарушает его территориальную целостность, поддерживает незаконные вооруженные формирования, обучая и вооружая их...Настало время использовать нашу власть, влияние и ресурсы». Он также призвал всех европейских лидеров дать решительный ответ в качестве введения новых санкций. «Слишком долго наблюдалось нежелание большого числа европейских стран видеть, какими последствиями грозит то, что происходит на востоке Украины», — написал Кэмерон.

После телефонных переговоров с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом в воскресенье, кабинет Кэмерона распространил заявление, что лидеры пришли к соглашению о том, что первоочередной задачей является обеспечить доступ на место катастрофы и гарантировать специалистам возможность извлечь тела жертв и вернуть их домой. В заявлении главы государств призвали Путина повлиять на пророссийских сепаратистов, чтобы они предоставили международным экспертам полный доступ к месту крушения. Также лидеры согласились, что ЕС должен пересмотреть свой подход в отношении России, а министры иностранных дел стран ЕС должны применить больше санкций, если следователям не будет предоставлен полный доступ к разбившемуся самолету.

«У Москвы осталась последняя возможность показать, что она действительно серьезно заинтересована в решении конфликта в Украине», — сказал Штайнмайер в интервью газете «Bild am Sonntag».

В Германии же преобладала атмосфера сдержанности. Ни канцлер Меркель, ни министр иностранных дел Штайнмайер не выдвигали публичных обвинений в адрес Путина касательно произошедшей трагедии. Произнося речь в пятницу канцлер отметила: «Эти события еще раз показали нам, что требуется политическое решение и, прежде всего, что и Россия несет ответственность за происходящее в Украине в настоящий момент».

В понедельник команда голландских судмедэкспертов прибыла в Торез, где в морозильных камерах поезда собраны останки погибших, которые удалось извлечь на данный момент. Тем временем международное давление продолжало расти в ожидании голосования ООН по резолюции с требованием предоставить мировой общественности доступ на место крушения и прекратить огонь на этой территории.

Жертвы из разных профессий

298 пассажиров самолета, упавшего на Украине, вообще не имели никакого отношения к конфликту, на который может сейчас повлиять их смерть. Они возможно даже не знали, что пролетали в 10 километрах над конфликтной зоной.

298 трагедий.

Среди погибших был гражданин Великобритании 29-летний Гленн Томас, пресс-секретарь Всемирной Организации Здравоохранения. Среди жертв были патологоанатом Рождер Гард и его жена Джилл — оба австралийцы. Была пара по фамилии Смолленбург из города Хилверсюм, расположенном около Амстердама.Они путешествовали вместе с двумя детьми. Ник Норрис, 68 лет, консультант по менеджменту из австралийского города Перт. Он сел на самолет в Амстердаме. Вместе с ним летели его внуки: Мо, Иви и Матис в возрасте от 8 до 12 лет.

В списке пассажиров также было по крайней мере 7 участников одной из важнейших международных конференций по вопросам ВИЧ/СПИДа, которая проходит в Мельбурне (Австралия) на этой неделе. Изначально сообщалось, что в авиакатастрофе погибло 100 участников конференции, но ее организаторы в понедельник подтвердили, что число участников среди погибших было намного ниже.

Среди жертв также был Юп Ланге, профессор медицины Университета Амстердама, который являлся пионером в исследовании СПИДа и специализировался на терапии против ВИЧ.

Что еще хуже — все эти истории вызывают воспоминания об еще одном рейсе компании «Malaysia Airlines» MH 370, который бесследно исчез в марте.

Одну австралийскую семью непостижимая судьба: они потеряли своих родных и близких в обеих рейсах. В марте Кайлен Манн потеряла своего брата Родни Барроуса и его жену Мэри, летевших рейсом MH370. А теперь ее падчерица с мужем возвращались в Австралию из отпуска, проведенного в Европе. Пара хотела сначала лететь другим рейсом, но они просто не смогли поменять билеты.

Президент Путин сделал заявление спустя несколько часов после трагедии. В конечном итоге он сказал: " Безусловно, государство, над территорией которого это произошло". Он также подчеркнул, что если бы Украина не запустила военную кампанию против сепаратистов, трагедии бы не случилось. Эта же позиция прозвучала в понедельник. " С уверенностью можно сказать, что если бы 28 июня боевые действия не были бы возобновлены, этой трагедии наверняка бы не произошло«, — сказал Путин. Президент также добавил, что никто из политических сил не имеет права использовать произошедшее в небе над Украиной крушение малайзийского самолета в своих узко корыстных целях.

Тем временем в пятницу российские СМИ круглосуточно публиковали информацию о том, что именно украинские силы вероятно сбили самолет. Большинство жителей России верят утверждениям экспертов, которые неустанно повторяют и настаивают на том, что пророссийские ополченцы даже не имели в своем распоряжении того оружия, которое был использовано при обстреле. Апогеем политической пропаганды стала публикация российского информационного агентства «Интерфакс», по заявлению которого целью нападения был сам Путин, возвращавшийся из своей поездки по Латинской Америке.

Действительно ли русские обучали ополченцев?

Несмотря на все это, есть много указаний на то, что скорее всего виноваты именно сепаратисты. На прошедших выходных США много раз заявляли об якобы имеющихся «мощных» доказательствах того, что ополченцы сбили самолет. В воскресенье госсекретарь США Джон Кэрри рассказал «CNN», что Россия направила большое количество единиц тяжелого оружия украинским сепаратистам и даже обучала их использовать ракеты зенитного комплекса СА-11 («Бук») именно того вида, которым и был сбит самолет, летевший рейсом MH 17. «Мы знаем наверняка, что сепаратисты обладали навыками использования таких сложных систем, как SA-11, которым их обучили русские,» — заключил Керри.

Коммерческий авиалайнер, летевший на высоте 33 000 футов (10 000 метров), мог быть сбит только при помощи ракетного зенитного комплекса с радаром, какой является производившаяся еще в Советском Союзе «Бук-М1». В конце июня ополченцы как раз хвастались тем, что они захватили контроль над двумя такими системами, принадлежавшими украинской армии. В терминологии НАТО система «Бук» называется «Оводом». Она может отслеживать 6 целей одновременно и поражать их с расстояния до 25 километров.

Представитель США при ООН Саманта Пауэр в своем выступлении в Совете Безопасности заявила, что ополченцы раньше уже сбивали украинские военно-транспортные самолеты. И добавила, что в четверг их засекли за использованием системы «Бук». Министр внутренних дел в Киеве обнародовал видео, на котором видно, как ракетную систему перевозили через границу с Россией. Предположительно видео было сделано в 4:50 утра в прошлую пятницу. 12 часов спустя после крушения рейса MH 17.

Мы предупреждали их не летать в нашем воздушном пространстве

По иронии Игорь Стрелков, полковник среди украинских сепаратистов и бывший сотрудник российской разведки, дал еще один ключ к разгадке в соцсети «Вконтакте». В четверг он выложил такой пост: «Только что сбили Ан-26. Предупреждали же — не летать в «нашем небе ». Он также написал, что обладает информацией о втором самолете, который был сбит в воскресенье. В тот момент он не знал, что тем сбитым самолетом был Boeing. И пост был удален. В довольно странном интервью Стрелков позже утверждал, что пассажиры на борту вообще уже были мертвы к тому моменту, когда самолет был сбит.

Шахтеры, водители грузовиков и головорезы

Не удивительно, если окажется, что ополченцы — большинство которых плохо обученные военные — просто ошиблись и перепутали пассажирский самолет с украинским военным воздушным судном. Лидеры сепаратистов по сути командуют силами, состоящими из шахтеров, водителей грузовиков, головорезов и просто безработных. Профессиональные солдаты, такие как командир так называемого батальона «Восток» Александр Ходаковский, например, сами определяют наказание согласно ими же установленным рангам.

Прошло 15 часов с момента крушения рейса MH 17, когда рано утром в пятницу представитель штаба ополченцев, цитируя главнокомандующего Игоря Стрелкова, заявил, что военная операция в Донецкой области будет идти дальше. Исключение составляет зона, где находится место крушения самолета. По словам Стрелкова было необходимо прекратить огонь в гуманитарных целях, чтобы у экспертов в авиации была возможность исследовать место аварии. Потому что зона находится на территории, подконтрольной милиции Донецкой народной республики. И добавил, что по его мнение прекращение военной операции на этом этапе было «не практично».

Для Киева на прошлой неделе дела обстояли не так хорошо с военной точки зрения. Военные силы Украины до этого имели преимущество. Особенно после захвата оплота сил ополчения в Славянске и приближения к региональному центру. Беспокойство ополченцев в Донецке усиливалось.

Но затем несколько сотен солдатов украинской армии попали под тяжелый обстрел. Города, захваченные около российской границы, пришлось снова оставить. Затем сепаратисты подбили российский военно-транспортный самолет Ан-26 и истребитель Су-25. По-видимому получили новое оружие — из России.

Российский государственный канал «Россия 1», один из самых важных инструментов пропаганды Кремля, транслировал репортаж в среду вечером. Корреспондент, находившийся «на секретной военной базе в зоне военных действий» рассказывал об успехах, которые отчасти были достигнуты именно благодаря новому оружию. Журналист показывал в сторону нескольких танков — выглядевших как новые — стоявших в небольшом лесу для прикрытия. К сожалению, сепаратисты — которые до войны видимо водили только автобусы — имеют мало опыта в управлении танками.

А вот управление зенитно-ракетным комплексом намного сложнее. Как объяснил военный специалист Александр Гольц, для правильной эксплуатации даже простые модели системы «Бук» должны работать под управлением по крайней мере трех солдат, «прошедших хотя бы месячный курс обучения». Дау Ричардсон, эксперт в вооружения в издании «Jane`s Defence», написал: «Системой могли управлять любители в полуавтоматическом режиме».

При стандартной же конфигурации батарея «Бук» состоит из трех элементов: бронемашина с большим радаром для обнаружения цели; подвижный КП, где расположен пульт управления, с которого осуществляется контроль батареей; и наконец, одна или несколько подвижных пусковых установок, в каждой из которых находится 4 ракеты. Действительно существует возможность, что кто-то просто начал стрелять из ракетного комплекса.

Главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО Филип Бридлав в конце июня уже предупреждал Пентагон о том, что Россия обучала сепаратистов использовать зенитные комплексы на российской стороне границы. И о том, что эти ракетные батареи затем возможно будут вывезены на украинскую сторону.

Дело для НАТО?

Генеральный секретарь НАТО Фог Расмуссен давно подчеркивал угрозы «зеленых человечков» в восточной Украине. Так называют ополченцев в НАТО. Несколько недель назад Расмуссен представил секретный документ под названием «Гибридная война», в которой по сообщениям описывается, могут ли военные действия этих людей, одетых в униформу без каких-либо знаков отличия, стать делом западного военного альянса. Расмуссен очевидно попросил своих юристов проверить, может ли нападение со стороны сепаратистов стать предметов применением взаимной обороны сил НАТО.

Документ не получил одобрения в Совете НАТО, где большинство стран-участниц — в том числе Германия — по имеющимся сведениям усмотрели признаки паники. Но сбитый пассажирский самолет может снова выдвинуть вопрос на повестку дня.

Обсуждение последствий крушения также усилилось в кругах внешней политики и политики безопасности в Берлине. Экономические санкции против России больше не являются единственным приоритетом. Министр иностранных дел Германии и Ведомство федерального канцлера хотят использовать сложившуюся ситуацию, чтобы способствовать переговорам между Россией и сепаратистами, а также украинским правительством. Как заявили чиновники министерства иностранных дел, таким образом трагедия внесет вклад в развитие отношений между странами.

Миротворческая миссия?

Кто-то теперь рассматривает миротворческую миссию ООН в качестве правильного подхода на Украине. Несколько официальных лиц Министерства обороны Германии поддерживают это решение. Среди них председатель парламентского комитета по вопросам обороны — Ханс-Петер Бартельс. Член немецкой лево-центристской Социал-демократической партии уверен, «что миротворцы ООН смогут совместными силами контролировать выработанные решения».

Очевидно, будет нелегко получить одобрение идеи миротворческой миссии. Россия, будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН, имеет право вето и может влиять на принятие всех значимых решений. Трудно представить, как Путин дает согласие на использование сил ООН, которые могут помешать ему же играть в опасные игры по ту сторону российской границы.

Украинский президент Порошенко, с другой стороны, кажется одобряет подобное решение. Он объявил, что установление порядка на Украине теперь является делом всего мира. Но это также представляет потенциальную опасность для самого Порошенко, потому что миротворческая миссия заморозит статус кво в регионе, что не входит в интересы Киева. Как только наблюдатели и миротворческие войска окажутся на украинской земле, те, кто сейчас находятся у власти в Донецке, получат определенную степень легитимности. Ведь представители ООН должны будут проводить с ними переговоры. И Порошенко больше не сможет вести военные действия против ополченцев.

Пролетая над военной зоной

Многие сейчас задаются вопросом: почему авиалайнеры вообще летают над военной зоной. Маршрут через Украину является самым экономичным и поэтому самым популярным среди авиакомпаний, летающих между городами Европы и Азии. До середины прошлой недели регуляторы в сфере авиации еще рассматривали воздушное пространство над Украиной как безопасный маршрут.

Ни Федеральное управление гражданской авиации США, ни «Евроконтроль» не публиковали каких-либо предупреждений. Не было нот и со стороны Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) или Международнойой организациигражданской авиации (ICAO). Как уточняет представитель компании «Lufthansa», без такого рода официальных заявлений летный маршрут продолжает использоваться. Помимо сокращения расходов авиакомпаний, которые экономят топливо, использование маршрута приносит пользу и Украине, которая взимает плату за перелет над своей территорией.

Какие бы жестокие бои не шли внизу на земле, гражданские самолеты — пролетающие высоко в небе — не попадают в зону риска. Потому что просто находятся вне зоны досягаемости большинства видов используемого оружия. По крайней мере, таково было мнение совсем недавно.

Но для риск-аналитиков в большинстве авиакомпаний ситуация на Украине все еще казалась слишком опасной. Такие перевозчики как «Korean Air», «Asiana» и «Qantas» еще несколько недель назад приняли решение избегать полетов над Украиной. «British Airways» систематически облетали конфликтную зону на рейсах между Лондоном и Бангкоком. Также делала компания «Air France».

И все же три четверти полетов, включая рейсы «Lufthansa», «KLM» и «Malaysia Airlines», осуществлялись над украинской территорией. Пока не случилась трагедия.

Теперь немецкие пилоты призывают пересмотреть все воздушные маршруты по всему миру. Стоит ли летать над такими кризисными регионами как Сирия, Ирак и Афганистан?

Трагедия Малайзии

Особенно трагично то, что катастрофа ударила по компании «Malaysia Airlines». Перевозчик уже испытывал финансовые трудности в начале марта. Затем пропал самолет, летевший рейсом MH 370. Просто исчез в воздухе. Всего лишь четыре месяца спустя разбился еще один малайзийский Boeing 777. После таких больших проишествий само существование авиакомпании остается под вопросом.

В таком ключе конфликт на Украине также повлиял на страну, находящуюся на другом конце света: Малайзию.

Прошлая пятница была 21-ым днем священного месяца Рамазана. Пилот упавшего Boeing 50-летний Ван Амран Ван Хуссин недавно сказал своей семье, что хочет совершить Хадж в Мекку в этом году. «Нас просто подкосило, когда мы узнали, что Ван Амран летел на том самолете», — рассказывает его племянник.

Незадолго до отлета пассажир по имени Мохаммед Али Мохаммед Салим выложил видео в Instagram, которое затем пересылали тысячи раз. На нем изображена сцена, знакомая каждому, кто готовится сидит на борту и готовится к взлету. Пассажиры заняли свои места, а пилот объявляет: «Мы заканиваем погрузку багажа. Пожалуйста, убедитесь, что ваши мобильные телефоны выключены перед тем, как...»

Видео заканчивается. «Пожелайте мне удачи. Именем Господа», — написал Салим. «Я немного нервничаю».

Журналисты «Der Spiegel»: Марко Эверс, Матиас Гебауэр, Кристиан Неф, Гордон Репински, Мэтью вон Рор, Матиас Шепп, Кристоф Шоерманн, Хильмар Шмундт, Кристоф Шульт, Люция Чирки и Бернард Занд

Der Spiegel

(Перевод с немецкого: Кристофер Султан)

Свежее из этой рубрики