Фильм «Быть или не быть» показали в головном офисе компании Facebook

Саян Байгалиев, специально для Vласти

Авторы казахстанского фильма «Быть или не быть» провели несколько показов своей ленты в Сан-Франциско и потрясли американцев тем, с какими трудностями приходится сталкиваться в Казахстане людям с особыми потребностями.

Напомним, что лента была создана при поддержке фонда «АРДИ», а главную роль в ней сыграл 20-летний Тахир Умаров, имеющий диагноз ДЦП. Кинематографисты приехали в США по приглашению организаторов кинофестиваля «Superfest», посвященному людям с особыми потребностями. В конкурсе приняло участие 85 фильмов из более чем 30 стран мира. Казахстанская картина получила главный приз в категории «Совершенство».

В США приехали создатели картины Азиз Заиров и Мухамед Мамырбеков и актеры: Тахир Умаров и Канагат Таскараев, а также наш переводчик и инструктор ЛФК Рахман Исмаилов. Когда ребят пригласили на фестиваль, они обратились за помощью к аудитории на Facebook, и благодаря краудфандингу удалось собрать деньги на поездку. В частности, предприниматель Асель Татишева, которую фильм очень впечатлил, помогла приобрести авиабилеты.

— Нас очень тепло встретила казахстанская диаспора в Сан-Франциско. Нам предоставили проживание, транспорт, показали много интересных мест. Приехав сюда, за океан, мы все равно чувствовали себя как дома, потому что наши соотечественники постоянно находились рядом с нами, — рассказал сценарист и режиссер фильма «Быть или не быть» Азиз Заиров. — Нам удалось побывать во многих местах, например, в одном из реабилитационных центров для людей с ограниченными возможностями в Беркли. Мы узнали много нового. То, что мы здесь увидели, нас очень сильно поразило, мы обменялись контактами и будем через АРДИ стараться внедрять что-то из этого в Казахстане. Наш фильм в США приняли очень хорошо, мы получали восторженные отзывы. Все говорили нам, что такие фильмы непременно нужно показывать. Мы встретили здесь девушку Мишель, которую настолько тронул фильм, что она полностью оплатила тифло-перевод (аудио-описание фильма для слепых людей) нашей картины на английский язык, а также рекомендовала нас к участию в подобном кинофестивале в Нью-Йорке.

Исполнитель главной роли Тахир Умаров

Канагат Таскараев, один из героев фильма «Быть или не быть», никогда даже и не мечтал о том, что увидит Америку своими глазами:

— Здесь невероятно красиво, очень уютно, нас встретили, как дома.

Что меня удивило — в Америке такие люди, как мы, практически не сталкиваются с проблемами. Для их жизни созданы все условия, везде есть пандусы.

В Казахстане для инвалидов такого комфорта нет. В США же люди с ограниченными возможностями не сталкиваются с лишними трудностями.

Среди участников фестиваля было множество людей с особыми потребностями. Этот фестиваль организуется специально для них. В Америке казахстанцам удалось провести не один, а целых три показа.

— Кроме самого фестиваля, мы показали нашу картину в Silk Road Center в городе Беркли. Этот центр организован нашей соотечественницей, профессором Стэнфордского университета Алмой Кунанбаевой, — рассказал Мухамед Мамырбеков, сценарист и режиссер фильма. В центре нашу картину увидели американские профессоры из Стэнфорда, наши молодые ребята. Наш третий показ в Сан-Франциско мы провели в офисе компании Facebook, который совместно организовали ребята из Кыргызстана и Казахстана.

Зарема Асанбекова, работающая аналитиком в Facebook, родом из Кыргызстана, но именно она занималась организацией показа в офисе компании:

— Моя подруга из Казахстана сообщила, что ваши ребята едут в Сан-Франциско на кинофестиваль. Я с удовольствием взялась за то, чтобы организовать этот показ.

Здесь в Facebook, мы никогда не делимся на Казахстан или Кыргызстан, мы все русскоговорящие ребята, стараемся держаться вместе. Мы уже как маленькая семья.

Для нас это первое подобное мероприятие, организованное в Facebook. К нам часто приезжают актеры из Болливуда, известные политики из Индии. Во всех подобных идеях нас всегда поддерживает наше руководство. Никто не следит за твоим рабочим графиком, что это происходит на рабочем месте. Например, мой непосредственный руководитель Брюс вместе с нами смотрел фильм «Быть или не быть», и очень переживал. На мой взгляд, авторам ленты удалось сделать очень трогательную картину, которая задевает до глубины души. Многие не смогли сдержать слез во время просмотра. У нас в Facebook есть коллега с диагнозом ДЦП, и я понимаю, насколько тяжело даются ему действия, которые нам кажутся простыми, например, открыть пакет чипсов. В подобных ситуациях мы всегда пытаемся его поддержать.

«Я хотел бы поблагодарить всех, причастных к созданию данной картины, потому что она помогает раскрыть все свое сердце. Большое вам спасибо!» — с таким обращением к авторам картины обратился руководитель Заремы Брюс Маккензи:

— Я никогда не имел проблем со здоровьем и мне сложно представить себя на месте героев картины. Этот фильм дает возможность увидеть и понять, насколько сложно делать ребятам с диагнозом ДЦП вещи, которые мы делаем каждый день. Я впечатлен данным фильмом.

Поделился своими впечатлениями о фильме еще один сотрудник компании Тимур Хорев:

— Замечательный, очень проникновенный фильм, который снят на высоком уровне. Он раскрывает картину того, с какими трудностями сталкиваются люди с ограниченными возможностями в Казахстане. Но в тоже время он дает надежду людям, которые эти трудности могут преодолеть. В США очень хорошо развита работа социальных служб и представить то, с чем сталкивается главный герой фильма, в США — сложно. Но это хороший способ дать понять, что происходит с людьми с ограниченными возможностями за пределами США, например, в Казахстане.

После показа в Facebook, для авторов и героев картины была организована экскурсия по офису, ужин с участием работников Facebook из США, России, Индии, Кыргызстана и Казахстана. Также ребята смогли на себе испытать последнюю новинку Facebook, еще не вышедшие в продажу очки виртуальной реальности Oculus rift.

Создатели фильма «Быть или не быть» уже вернулись в Казахстан. Они планируют и дальше работать над фильмами с социальной тематикой и освещать вопросы, на которые в Казахстане часто предпочитают закрывать глаза.

Путешествие группы казахстанских журналистов по Соединенным Штатам Америки проходит при поддержке Генерального консульства США в Алматы и приурочено к 25-летию взаимоотношений между США и Казахстаном. В течение всего следующего года на нашем сайте выйдут 12 интервью с казахстанцами, которые живут в США и пытаются там состояться. Путешествие стартовало 19 октября в Бостоне и закончилось в Сан-Франциско в конце ноября. Коммерческие партнеры путешествия: Altyn Bank, Hyundai Auto Kazakhstan, KFC, Hardee's, Centras Insurance.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые