Андрей работает в Обществе Красного полумесяца. Он одинок, почти не видит, получает от государства пенсию в 20 тысяч тенге и у него есть только одна мечта — переехать в Россию, потому что там пособие для инвалидов больше и ему не придется каждый месяц делать выбор: заплатить коммунальные платежи и голодать или питаться, но накапливать непосильные долги.
Андрей инвалид с рождения, родителей не помнит, воспитывался у бабушки с дедушкой.
— Я учился в специализированной школе, где были такие же слабовидящие, как я. Там все равны. А во дворе я не гулял. А зачем? Глупо проводить время с детьми во дворе, лучше книжку почитать. Что это дает для развития общение с дворовыми пацанами? Если бы я не обходил стороной такие компании, то был бы сейчас как все: пил, курил, но, слава Богу, я этого избежал. Во-первых, помогло воспитание дедушки с бабушкой. Во-вторых, улица мне была неинтересна. Я из школы приходил и садился читать книжки. Дедушка у меня был военный, не знаю, где он служил, но научил меня многим интересным вещам, но я не имею права даже об этом говорить. Просто могу сказать, что знаю разные психологические методики. Например, как вести беседу, разбираться в медицине.
На похороны дедушки пришли четыре генерала. Он ушел в отставку в звании майора. А у бабушки была профессия — жена офицера, это значит всю жизнь по гарнизонам. Когда я появился на свет, они уже были на пенсии. Дедушка умер в возрасте 84 лет, а бабушка в 92. Когда дедушки не стало, мне было 19. Да, уже школу окончил, все понимал.
Андрей ухаживал за бабушкой и благодаря этому получил многие навыки, которые потом помогли ему в работе в Красном полумесяце:
— Ну, вы же понимаете, какая система: сначала тебя воспитывают, ухаживают за тобой, пока ты маленький, потом уже ты начинаешь ухаживать за пожилыми, когда уже вырастаешь, правильно? Вот и получается, что когда я уже вырос и начал что-то понимать, я ухаживал за бабушкой. Хотя слово «ухаживал» здесь не совсем подходит, потому что бабушка до последнего дня жизни была активная и еду готовила и по дому все делала.
— У меня нет медицинского образования, да и невозможно его получить, но по- медицински я самостоятелен. Можно сказать, что назначаю себе все сам. Даже простейшие анализы сам делаю. У меня есть дома глюкометр, полоски для мочи. Для меня это вопрос выживания. Ну, со здоровьем ничего хорошего нет, но держусь. В первые два года своей жизни я перенес 6 общих анестезий. Это значит, что биологический возраст у меня сейчас примерно 65 лет.
Я хочу жить в России, потому что там лучше социальное обеспечение. В Казахстане оно отсутствует в принципе. Пенсия — никакая. Что такое 20 тысяч тенге на месяц жизни в Алматы?
Зимой коммунальные платежи за квартиру как раз 20 тысяч. И получается так: или ты отдаешь деньги за квартиру и месяц сидишь голодный, без крошки хлеба, или ты питаешься, но не платишь за коммуналку. Одно из двух. В моей жизни был такой выбор. Спасибо Красному полумесяцу, в котором я сейчас работаю, но мне очень тяжело трудиться. Вы представляете, что такое мозг 65-летнего старика?
Андрей пришел в Общество Красного полумесяца в сентябре 1995 года. Пришел как инвалид, — там распределяли гуманитарную помощь для уязвимых слоев населения.
— Мне предложили стать волонтером, в то время я не знал, что это такое, мне рассказали о работе Общества, меня это заинтересовало, и я подумал: почему нет? А потом втянулся. Меня всегда интересовала медицина, чрезвычайные ситуации. Для волонтеров здесь устраивали всевозможные семинары, тренинги, курсы, например, по оказанию первой помощи, психологической помощи и т.д. Все, начиная от того, как себя вести при ЧС и заканчивая тем, как проводить оценку ситуации. Я прошел здесь все ступени подготовки. В 2006 году меня взяли в штат, включили в состав реагирования и я выезжал по вызовам ЧС.
— Я здесь один. В России у меня есть родственники, я с ними всегда общался. Потом получилось так, что после смерти бабушки я не смог до них дозвониться. С большим трудом сообщил о ее кончине. Потом я уже начал понимать, что не могу жить в Казахстане, мне и социальная помощь нужна, и льготы, и пенсия нормальная, а работать уже не в состоянии. Начал активно искать родных и нашел их! Сейчас как раз собираю образцы заявлений для переезда. Хорошо, что сейчас все облегчили. Мне нужно приехать в Россию, пройти устное собеседование с сотрудниками Федеральной Миграционной Службы. И в течение трех месяцев я могу рассчитывать на получение российского паспорта. После этого надо оформить там пенсию и все льготы. Собираюсь переехать в Барнаул, примерно уже все подсчитал, буду там получать пенсию больше, чем все мои доходы здесь. И при этом мне не надо работать. Я уже был в Барнауле, мне там понравилось, город очень чистый, воздух свежий, нет никаких производств, только вузы.
Я устал от работы. Думаю, мне осталось жить не более 10 лет, может меньше, и сейчас прежде всего хочу пожить для себя. В моем понятии — пожить для себя — это просто поддерживать свое здоровье.
Никогда не планировал заводить семью и детей, это не мое. Семья — это значит дети, их надо воспитывать, а я не отец. Если бы у многих мужчин был бы такой подход, как у меня, то у нас не было бы детских домов и брошенных детей. А у меня подход такой: прежде чем заводить малыша, надо задать себе два вопроса: могу ли я его обеспечить и смогу ли я его воспитать? Ребенок — это не кукла, не игрушка и даже не собака или кот — поиграл и выбросил. Я не хочу отдавать его в детский дом, я не хочу для общества плодить изгоев. Ведь со своей пенсии я не смогу его ни обеспечить, ни воспитать. Да и не был влюблен, я всегда понимал, что мне это не нужно и ничем хорошим это не кончится.