После скандальных новостей о количестве уволенных финполовцев, налоговиков, таможенников и полицейских по итогам переаттестации в обществе все громче зазвучали голоса тех, кто считает, что переаттестовывать нужно теперь весь Казахстан. Результаты тестирования чиновников в элитный корпус «А» государственных служащих эту веру в людях, несомненно, укрепили.
Маргарита Бочарова, Vласть
После скандальных новостей о количестве уволенных финполовцев, налоговиков, таможенников и полицейских по итогам переаттестации в обществе все громче зазвучали голоса тех, кто считает, что переаттестовывать нужно теперь весь Казахстан. Результаты тестирования чиновников в элитный корпус «А» государственных служащих эту веру в людях, несомненно, укрепили. А тем временем в новостных сводках едва ли не каждый день можно обнаружить все новые кандидатуры для проверки на профессионализм и морально-этические качества.
Перед тем, как стать полноправным членом парламента Казахстана, избранник народа приносит присягу, обещая не только верно служить казахстанцам и подчиняться заветам основного закона страны, но и добросовестно выполнять возложенные на него «высокие обязанности». Добросовестность депутатов, к сожалению, уже давно не является неоспоримым качеством мажилисменов и сенаторов, и совсем нередки случаи, когда и их приравнивают к госслужащим, не гнушающимся взятками и прочими вознаграждениями.
Аттестация депутатов парламента, к слову, заняла бы не так много времени, ведь их число у нас законодательно ограничено 154 членами. Вкупе со знаниями государственных законов парламентариями можно было бы проверить и человеческие качества народных избранников. В прошлом году в Твиттере некоторое время был весьма популярен хэштег #depcode, который появился на волне принятия кодекса этики журналистов Казахстана. В результате пользователи этой социальной сети с удовольствием предлагали собственные варианты положений кодекса этики депутатов нижней палаты парламента.
Кто-то предлагал «страшное»: «Каждый депутат отвечает за свои обещания». Другие ограничивались констатацией прописных истин: «Депутат не должен использовать свое положение для решения личных проблем, в том числе проблем своих родственников». Третьи в своих пожеланиях были максимально конкретны и точны: «Депутат не должен размышлять о латинице-кириллице, когда кому-то из граждан нечего есть, когда ГСМ за год дорожает на 25%».
Не менее актуальными выглядят и просьбы о том, чтобы каждый депутат умел ясно доносить свои мысли общественности. Проверить это умение не помешало бы, например, депутату Айгуль Соловьевой, которая в марте текущего года рассуждала на тему «зеленой экономики», употребляя малопонятные метафоры – мировой «паровоз» прогресса, передача энергии онлайн, «пирамидальные вещи», которые перейдут в «горизонтальный характер» и т.д.
Проверить ораторские способности не было бы лишним и у представителей немногочисленной казахстанской оппозиции. Оценить, так сказать, «на входе» профессионализм потенциальной политической элиты представляется не таким уж и бессмысленным мероприятием, если вспомнить мартовские заявления Булата Абилова о том, что астанинские чиновники – все сплошь «женоненавистники» и «импотенты, которые ничего не могут и завидуют тем, у кого получается».
Об инициативах оппозиционно настроенного главы союза мусульман Мурата Телибекова и вовсе говорить не приходится: то из его уст звучат предложения о создании в Казахстане министерства ума и совести, то об организации тендеров на незамужних дочерей высокопоставленных чиновников. Акции бессменного лидера общественного движения «Аттан» Амантая кажи также грешат множеством бессмысленных заявлений: на прошлой неделе он с прежним пылом призывал казахстанцев активно бороться с мафией, параллельно возмущаясь тем, как несправедливо обошлось правительство с женщинами, которые «рождают нам наследство Казахстана».
Однако если обязать независимых политиков и общественных деятелей пройти тестирование, выявляющее уровень их компетентности, на сегодняшний день не представляется возможным, то более реалистичной и не менее необходимой эта затея выглядит применительно к многочисленным сотрудникам национальных компаний, которые, как минимум, по уровню зарплат не уступают госслужащим высшего уровня. При этом пока для средств массовой информации эта каста казахстанского общества остается недосягаемой – в информационное пространство лишь изредка просачиваются данные об их внушительных доходах, исчисляемых тысячами долларов.
Между тем глава государства уже не единожды акцентировал внимание чиновников на эффективности работы национальных холдингов. Именно с легкой руки Нурсултана Назарбаева в политическом лексиконе казахстанцев появилось ироничное определение сотрудников нацкомпаний – с памятного рабочего совещания в правительстве в начале прошлого года их именуют не иначе как «живчики» и «зайчики».
Тогда президент высказался недвусмысленно, напрямую спросив у главы «Самрук-Казына» Умирзака Шукеева, сколько в компании таких «зайчиков» «совсем не работающих, бумаги перекладывающих за большие зарплаты». И уже в декабре 2012 года стало действительно понятно, сколько их – один из топ-менеджеров фонда в интервью газете «Мегаполис» рассказал о том, что в холдинге «была проведена работа по выявлению лишнего жирка», и по итогам компания была избавлена от более чем двух тысяч «живчиков» (и теперь, между прочим, в «Самрук-Казына» наблюдается значительный кадровый дефицит). Думается, аттестация сотрудников нацкомпании привела бы к более впечатляющим результатам, если учесть, что во всех компаниях, объединенных под крышей холдинга, трудится порядка 260 тысяч человек.
Нельзя забывать, что у каждого государственного служащего или высокопоставленного сотрудника государственного предприятия в обязательном порядке есть родственники, у которых практически ежедневно появляется возможность попасть в поле общественного интереса, что, впрочем, нередко и случается. По этому поводу общественность уже давно определилась с требованиями, предъявляемыми к жизни и работе этих особ, что, согласитесь, также может стать основаниями для полноценной аттестации.
Закрыв глаза на то, что близкие родственники государственного служащего наравне со своим кормильцем обязаны регулярно обнародовать собственные доходы, отдельным пожеланием к ним может стать доскональное знание правил дорожного движения. Ведь, к примеру, прошло всего два месяца с тех пор, когда дорогой внедорожник, за рулем которого мог находиться сын заместителя акима Западно-Казахстанской области Серика Сулеймена, в одном из микрорайонов Уральска на большой скорости вылетел с проезжей части и протаранил частный дом.
Наконец, в преддверии дня журналистики нельзя не отметить назревшую необходимость проведения аттестации среди официальных СМИ, которых государственный секретарь Марат Тажин не так давно упрекал в засилии пропаганды в ущерб качественному информированию населения о происходящих в стране событиях. Между тем сотрудники государственных масс-медиа продолжают радовать своих читателей красочными заголовками с поэтическими формулировками, как то «И на Марсе будут яблони цвести» или «От Мадрида до Рима еврозона ранима».