• 6605
Свежий фильм Жанны Исабаевой «Теряя невинность в Алма-Ате» стал поводом и причиной совершенно фантасмагорической истерии в казнете и уже даже оффлайн. Еще на этапе премьеры трейлера картины в сети и сейчас, когда фильм уже появился в прокате, «Теряя невинность…» становится предметом бурного обсуждения и неких социо-культурных явлений. Так, на днях несколько кинотеатров сняли фильм с проката – в одних группа молодчиков пригрозила устроить (и устроила) беспорядки в кинозалах, в других вмешались владельцы-акционеры, потребовав убрать фильм из репертуарной сетки. Сейчас уже не важно, что за фильм и о чем он – шумиха вокруг него переросла сам повод.

 

Мади Мамбетов, журналист, специально для Vласти

 

Свежий фильм Жанны Исабаевой «Теряя невинность в Алма-Ате» стал поводом и причиной совершенно фантасмагорической истерии в казнете и уже даже оффлайн. Еще на этапе премьеры трейлера картины в сети и сейчас, когда фильм уже появился в прокате, «Теряя невинность…» становится предметом бурного обсуждения и неких социо-культурных явлений. Так, на днях несколько кинотеатров сняли фильм с проката – в одних группа молодчиков пригрозила устроить (и устроила) беспорядки в кинозалах, в других вмешались владельцы-акционеры, потребовав убрать фильм из репертуарной сетки. Сейчас уже не важно, что за фильм и о чем он – шумиха вокруг него  переросла сам повод.

 

Сразу оговорюсь, что картину не видел. С Жанной мы знакомы, и она предлагала мне посмотреть картину еще в декабре прошлого года. Времени тогда не нашлось, а потом фильм как-то выпал из моего поля зрения, вернувшись в него в начале этой недели, когда он незаметно появился в прокате – и через пару дней начал громко из него исчезать.

 

Но, зная Жанну как режиссера жесткого, дерзкого и способного, да и, посмотрев трейлер, я сделал свои выводы о картине. Сейчас не о них – главное, что из имеющейся информации понятно: речь идет не о новом «Сало» Пазолини или «Калигуле» Брасса, и не о «Заводном апельсине», - речь идет о достаточно бытовой драме, вольно или невольно спекулирующей на теме, все еще запретной в казахстанском кинематографе, - сексе. Нет там ни порно, ни оргий, ни даже вызывавших в свое время бурную реакцию намеков на зоофилию, которые усмотрели в пресловутом фильме «Келин». Как нет, скорее всего, и каких-то особенно выдающихся художественных достоинств.

 

Все это нужно осознавать, когда пытаешься понять реакцию казахстанской публики на фильм. Трейлер вызвал волну каких-то удивительно злобных проклятий интернет-пользователей в адрес режиссера и прокатчиков, хотя в нем не было ничего на самом деле шокирующего. Общий тон был поразительно реакционным:

«да пусть теряют свою невинность как хотят! но не надо на подобные темы фильмы снимать, это удел америкосов, пусть они и заполняют подобным дерьмом свою культуру!»

 

«Вот долбанные уроды эти создатели! Авторы идеи и сценаристы а также гнусным тварям которые сделали этот фильм и ВЫ Миссис Исабаева идите все к черту! Шешенски блин! Извращенные далбоебы! Нам не хватал и "Кайрата мать его чемпиона" а теперь эти голые задницы открытые сиськи интимные сцены и наивные трахнутые казахские ШМОТКИ! Вот шешенски сука ДА ЕЩЕ ХВАСТАЮТСЯ ТЕМ ЧТО ПОКАЗАЛИ НА КИНОФЕСТИВАЛЕ МАТЬ ИХ! ДА КТО ОНИ ВООБЩЕ БЛЯТЬ ТАКИЕ ?!!!! ИЗВРАЩЕНЦЫ МАТЬ ВАШИ!!!!! ПУСТЬ ВАШИ ФИЛЬМЫ ПРОВАЛЯТЬСЯ В ПРОКАТЕ ДАЛБОЕБЫ СРАННЫЕ!!!!!!!! ВОТ УРОДЫ!!!! Андрей сорри но я должен был так высказаться если переборщил жаргонами! ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС СРАННЫЕ КИНОШНИКИ !!!! ВЫ НАЧАЛИ НОВУЮ ЭРУ КАЗАХСКОГО КИНО !!!! ДА ПОШЛИ ВЫ К ЧЕРТУ!!!!!!!!»

 

«Мы казахи становимся людьми без стыда и совести, наши девушки стоят по улицам продаваясь, парней расстреливают как скотов,а на телевидении одна полуэротика полупорнуха с участием казашек, все это деградация нации, мы не имеем права жить будучи такими скотами.»

 

«Ужасное, пошлое, безнравственное кино, самое плохое то что создатели фильма гоняться за славой и деньгами пользуясь чужой избитой идеей, воплощенной в кино еще в 90-х, не обращая внимания на эффект который может произвести этот фильм. Увидев на экране рядовую казахстанскую молодеж, подрастающее поколение воспримет такое поведение как норму или может даже как призыв к такому поведению. Я против!!! Нет грязи и аморальному поведению на широких экранах! Жанна Исабаева - стыдитесь своего творения, я уверен что вы себя так не вели когда были юны.»

 

Эта только несколько из весьма однотипных мнений на разных интернет-ресурсах. И эти мнения прозвучали еще до выхода на экраны самого фильма! Реакция, интересная с многих точек зрения.

 

Очевидно, что комментаторы опасаются разлагающего влияния картины на умы молодежи. Той самой молодежи, которой рейтинг строго запрещает смотреть этот фильм (зрители до 21 года не допускаются к просмотру, фильм везде идет, как правило, после 22.00). Той молодежи, которая, имея доступ к мировой сети, имеет практически неограниченный доступ к материалам эротического содержания на любой вкус. Молодежи, которая сама, будем честны, теряла и теряет невинность в Алма-Аты, как и в любой другой точке мира. Молодежи, которая – и это важно, - скорее всего, сама и строчит эти гневные комментарии. Поскольку люди возраста озабоченных родителей, которым естественно хочется приписать все эти комментарии, составляют весьма небольшую и достаточно пассивную часть аудитории сети.

 

Явно и то, что в указанных комментах четко видна тенденция списать весь «ужас» заявленной темы на некие западные влияния – американские ли, европейские ли. Как будто секс изобрели и практикуют только там. Что, вообще-то, сигнализирует об отчаянном желании обвинить во всех внутренних трудностях «внешнего врага» - подобные темы памятны по обсуждению событий в Жанаозене, где западным врагам нашего государства приписали авторство крупнейшего внутреннего кризиса последних двух декад.

 

Не надо искать врага снаружи. Не надо искать его в лице мифической западной пропаганды или конкретного казахстанского режиссера. Надо задуматься о том, что мешает казахстанскому зрителю увидеть в кино свое, пусть даже несколько искаженное, отражение. Бауржан Камалович Шукенов, умнейший человек и глава одной из крупнейших киносетей страны, сказал мне сегодня: «Ситуация вокруг фильма Исабаевой – отражение очень странной и тревожной тенденции в нашем обществе, когда люди не готовы к восприятию реальности». И это правда – казахстанцы не готовы видеть реальность ни в каком виде. В Датском королевстве все неладно, но мы привыкли думать, что в Багдаде все спокойно. Черт побери, отчего такая щепетильность? Мы занимаемся сексом, мы пьем, курим и сквернословим, и мы втайне очень недовольны своей жизнью, своей страной, тем, как в нашей стране делаются дела. И если какой-то режиссер решился вскрыть хотя бы один нарыв на теле общества, не надо впадать в истерику – надо прислушаться, или, на худой конец, игнорировать. Но не кидаться на администрацию кинотеатров с требованиями отменить показ, или «мы выбьем вам все стекла», не надо писать гнусные и нелепые упреки в сети – это стыдно и ужасно глупо.

 

И – тут меня захватывает уже полемический пыл, - смею заметить, что многие казахстанские картины, особенно те, которые стыдливо зовут «имиджевыми», хотя честнее назвать их госзаказом, гораздо более оскорбительны для зрителя, чем кино Исабаевой. Потому что снимается кино слабое, глупое, несовременное и нечестное. И еще – это кино снимается на государственные деньги. «Теряя невинность…» снят на деньги Исабаевой и ее инвесторов, частных персон, которые рискнули своими кровными. Большинство кинохлама, производимого в нашей стране, снимается на деньги налогоплательщиков – и я не вижу ни одного возмущенного зрителя, который готов разбить стекла где-либо в знак протеста. Мало того, все это нелепое кликушество разразилось во многом потому, что с самых вершин власти подается ему пример: вспомните депутатов, которые не нашли других важных проблем, кроме как устроить шельмование Ермека Турсунова за «Келин». А где были эти депутаты, когда надо было делать запросы правительству по поводу куда более значимых проблем? В конце концов, «Кочевник» явился колоссальной «кассовой бомбой», собрав в мировом прокате копейки – против своего сорокамиллионного бюджета, - кто-нибудь поинтересовался, куда ушли эти деньги?

 

И не надо забывать, что мир полон выбора. Если не нравится «Теряя невинность»…», смотрите «Шала». Или не смотрите вообще ничего, если не хочется. Только не надо свою собственную трусость и нечестность сублимировать в хамские и идиотские выходки. Те, кто это делают – именно они позорят нацию. Уятсыз.

Свежее из этой рубрики