Соблюдать нормы трудового законодательства в Казахстане – к этому стали чаще призывать чиновники отечественных работодателей. Начинать, правда, советуют с себя – вовремя отпускать госслужащих с работы домой. И если о рабочем графике слуг народа мы имеем представление благодаря их публичным речам, то о трудовой жизни обычных казахстанцев мы привычно узнаем из уст наших друзей и знакомых. Vласть разбиралась, как выглядит рабочий график казахстанцев.
Совсем недавно министр образования и науки Ерлан Сагадиев поднял вопрос о недостаточном участии родителей в жизни своих детей из-за задержек на работе. А чуть раньше на связь между сверхурочной работой и низкой производительностью труда указал председатель управляющего комитета регионального хаба в сфере госслужбы в Астане Алихан Байменов.
Отпускать вовремя с работы подчиненных советовал чиновникам и аким Шымкента, объясняя это простой потребностью людей поддерживать личные связи со своими родственниками и друзьями. При этом он акцентировал внимание на необходимость эффективно исполнять свои трудовые обязанности в рабочие часы.
Наверное, взаимные обвинения работодателя и работника в выяснении причинно-следственной связи по поводу задержек на работе никогда не иссякнут. Одни будут уверены в том, что их причина кроется в низкой производительности труда работника, а значит «сам виноват», другие – в несистемной организации рабочего процесса со стороны своего руководства. Прийти к какому-то консенсусу две стороны трудовых отношений могут только в рамках одного конкретного предприятия, общие рекомендации и стандарты, конечно, есть, но на то они и общие, что неприемлемы для всех.
Что касается Казахстана, то согласно Трудовому кодексу «Нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю». Для работников устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями либо шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем. Указывается, что продолжительность ежедневной работы не может превышать 8 часов, за исключением ряда случаев. На сайте министерства социального развития и труда поясняется, что при шестидневной рабочей недели «продолжительность ежедневной работы (рабочей смены) не может превышать 7 часов при недельной норме 40 часов».
Вообще в Кодексе рассматриваются разные виды рабочего времени, его учета и оплаты. Оговаривается и сверхурочная работа: «Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника в течение суток два часа, а на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда - один час. Общая продолжительность сверхурочных работ не должна превышать двенадцать часов в месяц и сто двадцать часов в год». Оплачиваться такая работа должна в повышенном размере, либо заменяться дополнительными часами отдыха.
В связи с этим возникает вопрос – исполняются ли нормы трудового кодекса на государственной службе (представители которой и бьют тревогу) и если да, то в какую сумму это нам выливается, а если нет, то почему те, кто должен быть примером для подражания, таковыми не являются?
Вернемся к обычным работникам. Согласно данным комитета по статистике, в 2015 году в среднем один занятый отрабатывал 38 часов в неделю. 36-40 часов в неделю работало 65,5% от всего занятого населения, которого насчитывалось чуть более 8,6 млн человек. Почти 24% - свыше 41 часа в неделю. При этом мужчины в среднем работают на три часа в неделю больше женщин – 39 часов против 36.