Адресаты безадресной рассылки

Ирина Галат, Vласть

Листовки, лифлеты в почтовом ящике, призывы заказать «сейчас и только у нас» на внешних дверных ручках входной группы, тиражи массовых рекламных изданий... Все это направление директ-маркетинга — безадресная рассылка, один из самых популярных рекламных инструментов последних лет. По данным аналитиков, в Казахстане объем рекламной продукции, приходящийся на СМИ с безадресной формой рассылки, составляет более 60%.


Vласть поговорила с экспертами рынка и выяснила, действительно ли данный способ донесения информации до потребителей является актуальным и эффективным, а также стоит ли в ближайшее время ждать на рекламном рынке страны появления принципиально новых инструментов.

Безадресная рассылка включает в себя: распространение рекламных материалов по почтовым ящикам жилых домов, развешивание листовок на дверных ручках квартир, размещение информационных материалов в офисных зданиях, торговых домах, заправках, а также распространение рекламных материалов по припаркованным автомобилям.

Организации, предлагающие данный вид услуг, заверяют рекламодателей, что безадресная рассылка является одним из наиболее экономичных и эффективных способов рекламы. Плюсы данного метода заключаются в широком охвате аудитории, и, следовательно, в высоком потребительском отклике, быстроте исполнения заказа при минимуме затрат.

Однако со стороны самих потребителей нередко можно услышать негативные высказывания в отношении, появляющегося в их домах «рекламного мусора», засоряющего почтовые ящики, из-за которых невозможно найти квитанции на оплату коммунальных счетов, буклетов, висящих на ручках дверей и привлекающих внимание «домушников», и к тому же еще изготовленных из легковоспламеняющихся материалов.

«Безадресная рассылка рекламных материалов по-прежнему остаётся одним из самых популярных видов рассылки, несмотря на то, что всё больше людей пользуется интернетом. Нежелание части людей видеть в своих домах «рекламный мусор» осталось в таких же пропорциях, как и было в течение последних 10 лет — 80% желают и 20% не желают. Этот опрос ежегодно проводится газетой «Плюс», — говорит руководитель отдела распространения ТОО «Газета Плюс» Елена Литвинова.

Данную точку зрения поддерживают и в маркетинговом агентстве «Agency Asia Direct»: «Данный канал продвижения популярен, особенно для ЦА, которая не является ярым/активным пользователем интернета». Эксперты компании также уверяют, что актуальность инструмента также определяют его дешевизна и охват.

«Она особенно популярна у среднего и малого бизнеса. Крупные компании используют ее в больших программах, как один из каналов продвижения. Единственное, возникли сложности с доступом к почтовым ящикам», — сетуют в агентстве.

.

Также курьеры, доставляющие продукцию по почтовым ящикам жилых домов, сталкиваются и с проблемой плохого качества или вовсе отсутствия почтовых ящиков.

«Главный и, пожалуй, единственный минус — это качество почтовых ящиков. Старых почтовых ящиков все меньше сохраняется, а новые не устанавливают», — сетуют в «Agency Asia Direct»

Для справки, по данным Агентства по статистике за 2012 год в Казахстане насчитывалось около 4,7 млн квартир, из которых более 458 тысяч приходилось на Алматы и более 213 тысяч на Астану. Для примера, в среднем тираж еженедельных бесплатных рекламных газет в южной столице по жилому сектору составляет от 100 000 до 150 000 экземпляров. Больший охват до 250 000 экземпляров предоставляют газета «Плюс» и до 315 000 — «Эконом».

Согласно рейтингу рекламных газет, размещенного на сайте газеты «Плюс», по итогам 2013 года общий объем заказов в бесплатных рекламных газетах (Плюс, Эконом, Рек-Тайм, Караван, Эврика+, Бизнес Курьер) составил 84 910 единиц, а количество проданной рекламной площади — 2 827 742 кв. см.

Как правило, при редакциях существуют отделы либо дочерние компании, занимающиеся курьерскими услугами, которые предлагают совместно с распространением своих газет, услуги по доставке дополнительных рекламных материалов. Стоимость зависит как от формата материала, так и от тиража его распространения — чем меньше, тем дороже за один экземпляр и наоборот. Так, например, в среднем распространение буклета формата А4 тиражом до 500 экземпляров в Алматы стоит около 10 тенге за одну штуку, при тираже от 3000 до 5000 — около 6 тенге и свыше 10 000 — от 2 до 4 тенге.

Как отмечают специалисты агентства «Agency Asia Direct» в основном безадресная рассылка пользуется популярностью среди супермаркетов, интернет магазинов, FMCG, организаций по доставке еды, развлечений, также садиков, банков и т.д.

Елена Литвинова добавляет, что такой инструмент используют и для рекламы потребительских товаров, супермаркетов, услуг частных предпринимателей по строительным материалам, услуг по организации досуга детей в определённых районах города.

При этом Литвинова считает, что 100% альтернативы безадресной рассылки пока нет, но все же со временем объем данного рынка, который в настоящее время составляет 62% от общего рынка рекламы (по ТВ, радио, интернету, платным изданиям и безадресной рассылке«, будет снижаться.

«Конечно же, есть и в первую очередь для молодой аудитории это все социальные сети, SMS и электронные рассылки. Но для тех, кто не входит в интернет аудиторию, этот вид продвижения остается актуальным», — уверенны в маркетинговом агентстве.

Что в принципе и неудивительно, ведь доля интернет пользователей увеличивается, что, в свою очередь, и провоцирует компании пересматривать рекламные бюджеты в сторону онлайн продвижения.

Что касается безадресной рассылки, то в агентстве «Agency Asia Direct» говорят, что при специальном предложении, например, скидки и попадания в целевую аудиторию, можно отследить отклик до 2% (в зависимости от стоимости и категории товара).

«В мировой практике отклик 0,5% считается эффективным. В целом оценить эффективность, как правило, не просто, так как рекламодатель использует несколько каналов продвижения во время рекламной акции», — отмечают в компании.

Например, в Украине рынок безадресной рассылки, по информации Украинской ассоциации директ-маркетинга, с 2010 по 2012 годы вырос практически на 30%. И если на начало указанного периода он оценивался в 28,9 млн долларов, то по прогнозным данным на 2012 год уже в 37,1 млн долларов. Аналогичных данных по Казахстану получить не удалось, эксперты не дают оценок по возможному объему рынка.


Vласть, поговорив с экспертами, а также изучив ряд специализированных материалов, собрала ряд рекомендаций, которые помогут рекламодателям при их соблюдении получить максимальный эффект от безадресной рассылки рекламных материалов:

  • Необходимо выбрать качественного партнера, который имеет опыт и достаточные ресурсы для организации массовой безадресной рассылки рекламных материалов
  • Определить целевую аудиторию и соответственно территорию распространения рекламы (районы по жилому сектору, доставку писем по офисным зданиям и организациям, по припаркованным автомобилям)
  • Подготовить информативные и эффектные рекламные материалы, размер которых, например, для раскладки по почтовым ящикам должен быть не менее формата А4
  • Не обязательно делать 100% раскладку по почтовым ящикам — достаточно и 50%
  • Оговорить с партнером сроки исполнения заказа, а также форму предоставления отчетности его исполнения (фото, подписи жильцов, представителей компаний)
  • Как минимум в дни доставки и несколько недель позже организовать качественный подход к обслуживанию потенциальных клиентов
Свежее из этой рубрики