Бизнес в национальном стиле

Тогжан Калиаскарова, Vласть, фотографии Данияра Мусирова и из личных архивов героев

Vласть собрала пять историй бизнесменов, дизайнеров и ремесленников, которые работают в национальном стиле. 

Aлина Сабралиева, основатель бренда «Бопешка»:

— Компания «Бопешка» ориентируется на изготовлении казахских сундучков-шкатулок. Из истории всем известно, что сундук занимал немаловажную роль в казахском интерьере. Мне захотелось возродить эту культуру и придать сундучку новую огранку. Сундучки «Бопешка» — это своего рода шкатулки для первых детских мелочей.

По профессии я инженер-связист, сейчас нахожусь в декретном отпуске. Я не привыкла сидеть без дела и заниматься только бытовыми вещами и хотела себя чем-то занять помимо семьи и дома. Идея принадлежала моей сестре, а я успешно реализовала ее в мае прошлого года.

Сундучки «Бопешка» выполняют сразу несколько задач: внутри каждого сундучка есть удобные отсеки для мелочей. Зачастую клиенты приобретают их для того, чтобы хранить там бирку ребенка, а после сорока дней можно положить в сундучок его первые состриженные волосы и ногти. Кроме того, наши сундучки могут украсить любой интерьер.

Стоимость сундучка – 7000 тенге. Тысяча тенге с каждой покупки идет в благотворительный фонд. Тем самым клиент не только покупает для себя полезную вещь, но и помогает детям, нуждающимся в помощи. Заказы я принимаю напрямую, по телефону и в социальных сетях. Сейчас над сундучками работаю я одна. В будущем планирую расширять компанию и брать себе в помощники талантливых мастеров. Я хочу, чтобы каждый сундучок был выполнен идеально. На изготовление у меня уходит примерно два-три дня. Я переживаю за каждый сундучок и отзыв. Если после получения заказа человек не пишет и не звонит мне, то у меня начинается внутреннее беспокойство. Слава Богу, плохих отзывов я еще не получала.

За год работы мои сундучки разошлись по всему Казахстану и миру. По моим наблюдениям, больше всего сундучков сейчас в Алматы и Астане. Хочется отметить, что у меня интернациональные клиенты, это и казахи, и русские, и корейцы. Казахский сундук – часть казахской культуры. Люди, живущие в Казахстане, впитали ее в себя, и казахские мотивы для них не чужды. Большая аудитория моих клиентов – это казахстанцы, живущие заграницей. Видимо, скучают по своей родине и хотят видеть в своем интерьере частицу Казахстана.

Приятно, что сейчас казахстанцы стали тянуться к своим истокам. Было время, когда многие стали гнаться за европейской культурой, которая отражалась как в интерьере, так и во внешнем виде. Сейчас я все больше замечаю, что мы стали использовать в своем интерьере элементы казахской культуры и носить казахские национальные украшения. Это приятный тренд.

Айгуль Жансерикова, основатель компании «Aigul Line»

— В 2002 году я заболела идеей войлоковаляния. В это время я работала в международном проекте. По работе я посетила много конференций и выставок по всему миру. Тогда я впервые увидела, как в Германии делают войлок, затем встретила мастеров в Австрии. Они изготавливали из войлока невероятно красивые аксессуары и одежду. Сейчас я осознаю — европейские женщины пытались возродить то, что делали наши предки. Но они хотели получить экологически чистый продукт и не задумывались над тем, что войлок – исторический продукт кочевников.

Я подумала о том, почему этого нет в Казахстане, на родине войлока. Меня это безумно задело, мне стало обидно. Тогда я была такая смелая, решилась заняться в Казахстане войлоком. Среди моих коллег и друзей было очень много пессимистов, никто не верил в мою идею. Мне говорили: «Куда ты лезешь? Ты знаешь четыре языка в совершенстве, кандидат биологических наук, эколог, зачем тебе это нужно?» Сейчас понимаю, что не зря начала это дело. В 2004 году я на голом энтузиазме открыла первую в Казахстане мастерскую по валянию войлока. Идея была такая – предоставить нашим безработным женщинам возможность изучить азы валяния войлока и зарабатывать этим себе на хлеб. Но наши женщины были неуверенными в себе, даже немного ленивыми, они хотели сразу заработать много денег. Я нашла мастеров, которые также как и я, хотели через войлок показать, что возможно возродить все. Сейчас мы активно проводим обучающие тренинги по всему Казахстану, и пытаемся возродить утраченное умение казахских женщин валять войлок.

Через свои изделия, наша компания открывает соотечественникам и иностранцам культуру Казахстана. В век глобализации необходимо возрождать и сохранять свои культурные ценности.

Наши клиенты принадлежат к разным этническим группам. Очень много иностранцев. Стоит отметить, что у казахстанских и европейских покупателей абсолютно разный подход к выбору одежды и аксессуаров. К примеру, иностранцы зачастую просят максимально упрощенные варианты тех же самых шарфов и тапочек, любят грубую шерсть без использования красителей. Наши покупатели наоборот, хотят, чтобы все было мягким, броским и ярким.

Мы не боимся конкуренции. Мы обучили более 300 женщин, у многих из них уже свои мастерские. Сегодня мы готовимся к масштабным переменам, скоро в Алматы откроется самая большая фабрика по валянию войлока. Моя мечта воплотилась в жизнь!

Олжас Токаев, основатель магазина национальных изделий «Kazshop»

— По профессии я являюсь бизнес-администратором. Я всегда хотел быть частью крупной корпорации и, конечно, бизнесменом. Когда я был стажером в посольстве, мне поручили найти национальные изделия для коллег из других стран, чтобы у них были сувениры на память о Казахстане. Так у меня появился интерес к данному ремеслу. А после я узнал о том, что мои родственники делают национальные изделия, и мой интерес дорос до хобби. В свободное от работы время стал помогать своим родным с реализацией изделий. Сейчас я работаю в одной крупной компании, а проект Kazshop — это моя вторая работа, мое дело, где я могу реализовать некоторые полезные идеи для общества.

Все, кто считает себя казахом, должны знать свою культуру. А казахский стиль — это часть нашей культуры. Нам нужно развивать свою особую национальную идентичность, в противном случае, мы потеряем свое национальное отличие. Приятно, что предпринимателей, работающих с национальными изделиями, становится больше. А то, что среди них не только казахи, радует меня еще сильнее.

Выбор «казахского стиля» для бизнеса был результатом размышлений и поиска ответов на вопросы: почему наш казахский стиль не популярен как японский? Почему наши соотечественники покупают персидские ковры за 3000-5000 долларов и не берут казахские сырмаки? Я часто об этом думаю.

Основная и главная особенность наших изделий, в частности, сырмаков — это ручная работа, которая всегда будет в цене. Сырмаки и корпе делают мои родственники, другие изделия — аксессуары и элементы дизайна — дело рук мастеров, с которыми я сотрудничаю. Сейчас все мастера работают дома, но есть план открыть цех.

Желающих приобретать наши национальные изделия не так много. В большинстве это иностранцы. Также заказывают всякого рода заведения: от ресторана в Якутске до отеля в Турции. Стоимость наших изделий – это показатель качества нашего товара. Ручная работа не может стоить дешево.

Мне часто говорят, что это дорого, что можно купить ковер дешевле (стоимость сырмака от 40 тыс. тенге и выше - прим. V). Я всегда спрашиваю у таких клиентов, неужели тот ковер, который они нашли дешевле, выполнен вручную? Нужно помнить, что изготавливает сырмаки не один человек, а несколько, а это большой труд. Иногда приходится работать ночами, чтобы успеть к сроку. Я хочу, чтобы национальный ковер сырмак стал не менее ценным в глазах людей, как, скажем, персидские ковры, цена, которых, поверьте дороже наших сырмаков в несколько раз.

Я готов продавать сырмаки всем, кто ценит наш колорит. А тот, кто считает, что ему легче купить простой китайский ковер, это не мой клиент. Я знаю свою целевую аудиторию.

Айдар Бектар, основатель бренда «AN»

— Я врач-хирург, работаю в больнице скорой медицинской помощи города Семей. Ювелирное дело для меня любимое хобби, нежели работа. Хирургия достаточно сложная работа, как физически, так и морально. Создание украшений позволяет немного отвлечься от работы. В моем хобби меня активно поддерживает и помогает моя супруга Назым, она тоже врач. Казахский стиль год назад вдохновил меня на создание красивых украшений, начиная от колец, заканчивая национальными украшениями ониржиек (нагрудные украшения). Мне нравится изучать казахские национальные узоры и орнамент, в каждом узоре есть смысл, каждое украшение несет свое значение, нигде в мире вы не найдете такие красивые и значимые изделия, которые могли бы подчеркнуть красоту женщины. Стиль казахских украшений не меняется испокон веков, то есть ювелиры, которые изготавливают национальные украшения, несут в будущее нашу историю и традиции, а это немаловажно для нашего народа.

У каждого мастера есть свой «почерк». Перед тем как приступить к работе над украшением, я разрисовываю эскизы и вручную вырезаю каждый узор. Это очень кропотливая, долгая и тонкая работа. Все украшения изготавливаются из серебра 925-ой пробы. О том, что серебро металл ценный, знают все. Но не всем известно, что он может исцелять. Если хранить воду в серебряных сосудах или просто в контакте с серебряными изделиями, то мельчайшие частички серебра – ионы Ag+ – переходят в раствор и убивают микроорганизмы и бактерии. Такая вода долго не портится и не «зацветает». Это знали наши предки и носили именно серебряные украшения. Например, кормящие женщины надевали на грудь ониржиек. Наши предки считали, что данный вид украшения убережет мать и ребенка от сглаза. Как врач могу сказать, что носили ониржиек и для профилактики мастопатии и других воспалительных заболеваний, так как серебро имеет еще бактерицидное действие.

При создании ювелирных украшений я использую натуральные камни. В основном это бирюза, агаты, аметист, сердолик. Мне нравится работать с бирюзой, она прекрасно сочетается с серебром.

Затраченное на работу время зависит в основном от сложности узора и его величины. Работа над небольшим кольцом занимает полдня, а вот работа над одним браслетом — два-три дня. Стоимость наших украшений не высока, к примеру, кольцо с натуральным камнем можно приобрести в среднем за 5000 тенге.

Сейчас украшения в «казахском стиле» стали очень актуальными, особенно среди нашей молодежи, меня это очень радует. Раньше украшения в национальном стиле покупали на праздники как «кудалык», а сейчас многие стали приобретать украшения в казахском стиле на каждый день.

Гизат Акпанбек, основатель компании «Шам-Шанырак»

Идея создать «люстру-шанырак» зародилась еще в 2006 году, когда я приобрел в Астане свою квартиру. Хотелось видеть в своем интерьере исконно казахское, родное. По образованию я инженер-экономист. Сейчас изготовление люстр и светильников для меня увлекательный и творческий процесс. Я не могу сказать однозначно хобби это или работа. Скорее всего, одно перетекает в другое.

Для казахов шанырак имеет большое значение, это символ дома. В старину юрта освещалась через шанырак, мне показалось это необходимым элементом в современном доме. Я долго искал содержание, форму и способы украшения люстры-шанырака. Сейчас обдумываю, как улучшить дизайн своих авторских люстр, потому что уверен, что совершенству нет предела. Я выбрал направление «этномодерн» для своих работ, важно уметь сочетать современные тенденций и вековые традиции.

В работе я применяю медь, алюминий, пластик и тканевые фурнитуры, ну и конечно, электротехнические изделия (лампы, провода, патроны и т.д.) Цена люстры складывается в зависимости от затрат на материалы. В среднем, она начинается от 30 000 тенге. Недавно запустил линию светильников «Байтерек», это копия символа Астаны и выполнена в масштабе 1:100. Они изготавливаются из дуба, бука, стекла и искусственного камня.

На изготовление одной люстры уходит 2-3 дня, иногда работа затягивается на несколько недель, в зависимости от сложности дизайна. За два года работы я изготовил около 200 люстр. Среди моих клиентов есть как казахстанцы, так и иностранцы. Когда люди заказывают люстры-шанырак, мне приятно от мысли, что еще в одном доме появилась деталь, подчеркивающая нашу самобытность. Охарактеризовать и описать своих клиентов мне сложно, зачастую заказы на изготовление люстр и светильников я беру по телефону. Знаю, что большая часть моих клиентов – это молодожены и новоселы.

Свежее из этой рубрики