Динамика рынка курьерских услуг Казахстана

Ирина Галат, Vласть

Объем услуг почтовой и курьерской деятельности в Казахстане, по данным Агентства Казахстана по статистике, за последние 20 лет вырос в 47 раз с 514,1 млн тенге в далеком 1994 году до 24,2 млрд в 2013 году. А по итогам января-апреля текущего года данный показатель составил 6,7 млрд тенге, что на 4% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.


В среднем же ежегодный прирост в данной отрасли на протяжении последних 10 лет находится на уровне 16% (минимум 6% в 2009 году и максимум 28% в 2005 году). Резкое снижение объема в 2009 году, обусловлено, скорее всего, общим спадом финансовой активности бизнеса и проведенной в феврале того года девальвации тенге. Аналогичный спад в этом же году был отмечен и на рынке Украины, где уже в 2011 году объем рынка курьерских услуг превысил показателя предкризисного 2008 года. Рост данной сферы в последнее время также происходит и в других странах, таких как, например, Россия, Китай.

При этом важно понимать, что рост объема рынка происходит не столько за счет увеличения тарифов, как за счет увеличения количества отправлений. Так, только за последние 5 лет количество отправленной письменной корреспонденции увеличилось на 63% с 36,3 млн единиц в 2009 году до 59,1 млн единиц , посылок и бандеролей на 42% — с 2,6 млн единиц до 3,7 млн единиц соответственно и телеграмм в 2,3 раза — с 1,8 млн единиц до 4,2 млн единиц.

Интересно, что тарифы в последние годы менялись неоднозначно — как в сторону повышения, так и понижения. Например, в 2010 году почтовые услуги выросли на 6,7%, в 2011 году снизились на 2,3%, а в 2012 году опять поднялись — уже на 19,7%. Снижение тарифов на протяжении трех лет отмечалось и на рынке курьерских услуг. Так в 2010 году понижение произошло на 1,1%, в 2011 — на 1,4%, в 2012 — на 2,8%.

«Отечественный рынок курьерских услуг в последнее время переживает бум в силу нескольких факторов. Это априори расширение географии казахстанского бизнеса, иностранные инвестиции и усиление конкурентной среды, переход к цивилизованному ритейлу и развитие интернет-торговли, а также появление новых компаний и предприятий», — говорит советник председателя правления АО «Казпочта» Евгений Забиякин.

Меняется не только спрос, но и качество и разнообразие услуг, предоставляемых курьерскими службами. Во-первых, это скорость доставки. В больших городах, где пробки — это обычное явление, курьеры помимо обычных автомобилей используют велосипеды, мопеды, мотоциклы, что позволяет им в кратчайшие сроки исполнять поручения. Во-вторых, это сохранность корреспонденции. Для бандеролей, посылок и писем предлагаются различные варианты их упаковки, которые позволяют доставить заказ без повреждений. В-третьих, это сервис — удобный график работы, например, в выходные и праздничные дни.

Преимуществом также обладают компании с широким географическим охватом по доставке корреспонденции при наиболее адекватных тарифах.

«К текущему моменту на рынке экспресс-услуг и курьерской доставки сложилась парадоксальная ситуация. Так, рост экономики и деловой активности клиентов, приводит к усилению конкуренции как со стороны международных игроков, так и местных компаний. При этом ни одна из курьерских компаний не в состоянии полностью создать собственную сеть доставки, которая охватывала бы весь комплекс услуг, как срочных — доставка день в день, к определенному времени, так и несрочных — перевозки наземным или железнодорожным транспортом. Поэтому игроки на рынке экспресс-доставки вынуждены комбинировать и использовать различные элементы сетей, в том числе используя услуги АО „Казпочта“, для выполнения своих обязательств перед клиентами. Особенно остро данная проблема стоит при доставке в районные населенные пункты и удаленные месторождения», — отмечает Евгений Забиякин.

Стоит отметить, что основная доля всего объема почтового и курьерского рынка Казахстана формируется за счет юридических лиц — это порядка 70%. Аналогичная ситуация и в Украине (около 60%), где основными клиентами курьерских служб являются дистрибьюторские и торговые компании, сети супермаркетов, компании сетевой торговли, производственные компании, небольшой частный бизнес и гораздо меньше физические лица.

Интересно, что в Казахстане в почтовой и курьерской деятельности трудятся около 23 000 человек. А среднемесячная номинальная заработная плата одного работника за январь-апрель текущего года, занятого в данной сфере, составила 78 254 тенге, что на 21% выше соответствующего периода прошлого года.

В борьбе за конкурентное преимущество перед клиентами, компании, технология деятельности которых схожа и понятна, и сводится к одному — к качественной и быстрой отправке/доставке корреспонденции, стараются не только оптимизировать свои процессы, но и предлагать новые услуги. Тем более, что для Казахстана себестоимость доставки заказов значительно выше, чем в других странах, где территории меньше, а количество проживающих на ней людей больше.

Так, для большего удобства клиентов, курьерские службы открывают сервисные центры, где можно получить посылку не дожидаясь курьера, или «Постаматы» (автоматизированное оборудование по доставке посылок, доступное для клиентов 24 часа в сутки), которые, например, уже недавно презентовало АО «Казпочта». В целях сокращения временных затрат как заказчиков, так и исполнителей, компании, особенно международные, разрабатывают мобильные и онлайн приложения для оформления заказов.

В арсенале услуг данных компаний в мире также имеются: рассылка свадебных или иных приглашений, счетов, цветов, подарков, и другое. В последнее время также растет спрос на аутсорсинговые услуги курьеров, которыми обычно пользуются небольшие компании, не желающие брать в штат дополнительные единицы. При этом, в связи с активным развитием электронной коммерции как в мире, так и в Казахстане, спрос на курьерские услуги в ближайшие годы будет расти, что поспособствует появлению новых услуг на этом рынке.

Свежее из этой рубрики