Кыргызстанский бизнес в Казахстане

Тогжан Калиаскарова, Vласть

По итогам минувшего года товарооборот Казахстана с Кыргызстаном составил свыше 924 млн. долларов, сократившись по сравнению с 2013 годом на 0,3%. Vласть поговорила с тремя кыргызстанскими предпринимателями, экспортирующими свою продукцию в Казахстан и узнала об особенностях и сложностях ведения бизнеса в нашей стране.

4 факта из материала:

— В 2012 году Таможенный Союз ввел ограничения на поставки молока и молочной продукции из Кыргызстана в связи с несоответствием продукции санитарным нормам.

— Большинство кыргызстанских предприятий работает в Казахстане без официальных представительств.

— В этом году стоимость кондитерских изделий повысилась не только из-за экономического кризиса, но и вследствие роста цен на какао-бобы из-за лихорадки Эбола.

— В Казахстане кыргызстанская швейная продукция зачастую выдается за местную.


Согласно официальной статистике, основными статьями экспорта являются овощи-фрукты, швейная и молочная продукция. В 2012 году Таможенный Союз ввел ограничения на поставки молока и молочной продукции из Кыргызстана в связи с несоответствием их санитарным нормам. В прошлом году Казахстан временно снял данные ограничения и 7 кыргызстанских предприятий снова стали экспортировать товары в Казахстан, обеспечив до 90% экспортируемого молока в нашу республику. В свою очередь Россия данные ограничения снимать не стала. По информации Алмаза Джунусова, управляющего директора по маркетингу и продажам кыргызско-швейцарского предприятия ЗАО «Сут Булак», из-за данного запрета ТС компания вынуждена экспортировать свой товар только в Казахстан.

«До введения запрета, сыры нашей компании пользовались огромной популярностью в России, особенно в Москве. Сегодня наша компания поставляет свою продукцию только в Казахстан. Это более 9 видов сыра и цельномолочная продукция,- йогурт, сливки, сливочное масло. Мы сотрудничаем с казахстанскими дистрибьюторами нашей продукции с 1999 года, они, в свою очередь, поставляют наш товар во все регионы Казахстана», - отметил Джунусов.

По его словам, основная проблема экспорта продукции в Казахстан состоит в том, что компания в силу разных обстоятельств не может открыть свое официальное представительство в стране. Он отмечает, что с открытием своего представительства, цены на продукцию заметно снизятся, а для них это важно, «потому что предприятия не всегда могут проследить за стоимостью своего товара в руках дистрибьюторов».

По информации представителя «Сут Булак» в магазинах Кыргызстана и Казахстана одинаковый ассортимент сыров и цельномолочных продуктов, вкусовых различий между предпочтениями казахстанцев и кыргызстанцев нет.

В свою очередь, директор по маркетингу кондитерского дома «Куликовский» Олеся Кущенкова, отмечает, что специально для казахстанских клиентов компания изменила оформление десертов – его сделали более европейским. По ее словам, именно такие десерты чаще приобретают казахстанские потребители. На данный момент «Куликовский» работает в Алматы, Астане и Кызылорде, а также в России – в Москве.

«В феврале 2014 года открылся первый фирменный магазин «Куликовский» в Казахстане – в Астане. А летом того же года мы открыли первый магазин и в Алматы. И сейчас наши торты и десерты можно приобрести в 13 магазинах Алматы, Астаны и Кызылорды. В планах открытие магазинов в Казани, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске», - сообщила Кущенкова.

Самым сложным для ведения бизнеса в Казахстане, по мнению представителя кондитерского дома, является прохождение всех необходимых процедур сертификации и получение разрешения на торговлю на территории ТС. Также специалист отмечает, что на компании отразился и экономический кризис.

«Например, оптовая цена, по которой отпускается продукция на экспорт – единая. Но вот издержки в каждом городе могут быть разные – это и транспортные расходы, и аренда, и коммунальные услуги, и заработная плата персонала. Поэтому розничная цена может немного отличаться в каждом городе. А размер среднего чека зависит от большого количества факторов – расположения магазина, дня недели, праздников и многого другого», - резюмировала она.

«Мы, как и многие другие компании, зависим от стоимости сырья, поэтому, к примеру, рост цен на какао-бобы из-за лихорадки Эбола сильно отразился на нашем производстве и себестоимости продукции. Кроме того, экономический кризис влияет на покупательскую способность населения, а значит, и любой бизнес попадает в зону риска. Но, надо отметить, что в тяжелые времена люди часто заходят в кондитерские магазины, чтобы немного побаловать себя. Стараются, чтобы на праздник обязательно был торт на столе, радуют сладостями деток. Все-таки сладкое помогает поднять настроение и сделать жизнь чуть ярче», - добавила она.

Олеся Кущенкова затруднилась ответить на вопрос о стоимости такой «радости в кризис». По ее словам, это связано с расходами дистрибьютора.

По информации алматинской палаты торговли и инвестиций, 90% продукции швейной промышленности Кыргызстана экспортируется в Россию и Казахстан. В общей структуре экспортируемой продукции более 75% занимают готовые изделия. Подтверждает данную статистическую информацию Мээрим Джалманова, директор малого швейного предприятия «Азалия», по ее словам, «казахстанский потребитель нуждается уже в готовой продукции – белье и верхней одежде».

«Наше предприятие молодое, работаем на рынке с 2012 года, поставки в Казахстан начали примерно в это же время. До 50-60% всей изготавливаемой нами продукции уходит на территорию Казахстана, далее в Россию. Напрямую с российским рынком мы еще не сотрудничаем. Основная сложность работы в Казахстане — высокая конкуренция. В Казахстан поставляется большое количество швейной продукции из Китая и Турции. К примеру, Алматы и Астана отдают предпочтение товарам из Турции или Китая, хотя вся продукция, экспортируемая нашей фабрикой, уходит в Алматы, далее ее поставляют в другие регионы Казахстана», - отмечает она.

По словам Мээрим, большинство кыргызстанских швейных предприятий не занимаются разработкой дизайна, а шьют одежду уже по готовым эскизам и образцам.

«К нам на предприятие уже несколько раз обращались казахстанские партнеры с просьбой шить продукцию по их эскизам. В условиях большой конкуренции, как с внешними производителями одежды, так и кыргызскими, мы начали активно думать об этих предложениях, правда, есть опасение, что казахстанские дизайнеры предложат непосильные для нас образцы одежды», - отмечает она.

Предприниматель отмечает, что в Казахстане зачастую продают продукцию кыргызстанских фабрик под видом местного производителя.

Свежее из этой рубрики