На минувшей неделе глава государства подписал указ, который позволил отечественным бизнесменам надеяться на «кардинальное» улучшение условий для развития предпринимательской деятельности. Vласть вспоминает предыдущие подобные попытки улучшить положение бизнесменов, и чем это все увенчалось.
На последнем расширенном заседании правительства с участием главы государства Нурсултан Назарбаев решительно высказался в отношении продолжающихся проверок малого и среднего бизнеса со стороны государственных органов. На этот счет президент допытывался то у главы агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, то у главы Национальной палаты предпринимателей. В результате отвечать по традиции пришлось министру по чрезвычайным ситуациям Владимиру Божко, который бойко отрапортовал не только о снижении проверок, но и об уменьшении количества пожаров.
Вероятно, неудовлетворенный работой правительства по снижению административных барьеров для бизнеса, глава государства решил взять дело в собственные руки и на минувшей неделе объявил мораторий на проведение проверок до 1 января 2015 года. И это стало отнюдь не первым случаем, когда Нурсултан Назарбаев призывает членов кабинета министров активизировать работу в данном направлении…
Борьба за снижение административных барьеров для бизнеса началась давно. Еще в 2002 году президент в своем ежегодном послании народу Казахстана впервые открыто высказался о необходимости защиты казахстанских бизнесменов «от бюрократического произвола и контрольно-проверяющих органов». Правительству, к слову, тогда же было поручено создать специальную комиссию по этому животрепещущему вопросу.
Практически год понадобился членам кабинета министров для того, чтобы прийти к выводу, что самым действенным способом борьбы с незаконными проверками станет объявление моратория. В результате, мораторий на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства продолжался девять месяцев - с 1 января по 1 октября 2003 года. При этом сами предприниматели по его завершении отмечали, что в отсутствие налоговых проверок поступления в республиканский бюджет все равно превысили уточненный уровень на 4%.
Конец такого исключительного для всех казахстанских предпринимателей года также ознаменовался довольно заметным событием - 22 декабря 2003 года был принят закон «О государственной правовой статистике и специальных учетах».
Непосвященному отечественному бизнесмену могло бы показаться, что принятие данного закона на его ежедневной деятельности едва ли отразится, однако на деле нормативный акт с неприметным названием сыграл значительную роль в борьбе с незаконными проверками бизнеса.
Согласно данному закону комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры впервые был наделен правом отказа в регистрации актов о назначении проверок. С этого момента ведомство располагает полным правом отказать органам контроля и надзора в проверках «в случаях выявления нарушений законодательства Республики Казахстан при их назначении». К слову для отказа у сотрудников комитета на настоящий момент имеется целых 15 законных оснований.
В 2004 году риторика президента относительно положения бизнеса в стране немного изменилась. Под впечатлением от проделанной правительством и законодателями работы президент в своем очередном послании констатировал, что условия для работы бизнесменов в Казахстане «уже являются если не лучшими, то далеко не худшими». Кроме этого, Нурсултан Назарбаев вполне отчетливо дал понять предпринимателям, что взамен ожидает от них «энергичной работы по повышению собственной конкурентоспособности».
Однако в послании народу Казахстана от 2005 года президент неожиданно жестко отозвался об отношениях государственных органов с бизнесом, призвав помимо прочего «покончить» со множеством разрешительных органов, с которыми приходится сталкиваться отечественным предпринимателям.
2006 год для предпринимательского сообщества ознаменовался введением в действие долгожданного закона «О частном предпринимательстве».
Нужно отметить, что до 7 февраля 2006 года деятельность бизнесменов в республике регулировали три закона, и ни для кого не было секретом, что в некоторых случаях положения данных законов откровенно друг другу противоречили. Новый закон, устраняя данные противоречия, установил подробный порядок проведения государственных проверок субъектов частного предпринимательства.
Следует отметить, что в нормативно-правовом акте были перечислены все государственные органы, имеющие право проводить проверки, и подробно описаны различные этапы ее проведения. Однако найти недостатки в рассматриваемом законе также не составило большого труда - документ аннулировал требование об ограничении числа проверок, а многие государственные органы в результате и вовсе добились освобождения от процедуры регистрации актов о назначении проверок.
В этих условиях вполне закономерным выглядит поручение президента, данное правительству в 2007 году. Нурсултан Назарбаев поручил своему кабинету министров не только проанализировать «законодательные, административные и бюрократические преграды на пути деловой инициативы», но и «исключить необоснованную отчетность малых и средних бизнес-структур перед государством».
Спустя пять лет после начала борьбы за снижение административных барьеров для бизнеса комитет по статистике и правовым учетам подвел первые итоги наметившейся работы. По его информации, в течение 2004-2007 годов количество незаконных проверок уменьшилось более чем в 3,5 раза. Тогда же стало известно, что наибольшей тягой к проверкам обладают органы санэпиднадзора, министерство внутренних дел, а также министерство сельского хозяйства - на их долю за указанный период пришлось наибольшее количество проверок.
Тем не менее, в 2008 году президент вновь заговорил о необходимости «решительного» снижения административной нагрузки на бизнес так, как будто до этого речи об этом вовсе не было. «Настоящим бедствием для предпринимателя становятся различного рода проверки, которые предусмотрены свыше 50 законами!», - заявил Назарбаев в ходе очередного послания народу Казахстана. Глава государства открыто заявил, что такие проверки напрямую противоречат проводимой им политике, поручив правительству «значительно сократить» их количество и упорядочить их.
Спустя пять дней правительство во главе с Каримом Масимовым вновь объявило 10-месячный мораторий на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства - с 21 февраля по 31 декабря 2008 года. Комитет по правовой статистике и специальным учетам по прошествии некоторого времени вновь исходил позитивной статистикой - количество проверок в результате действия моратория снизилось на 29%. Абсолютным лидером по их количеству снова признан комитет санэпиднадзора (59% от общего числа проверок), далее же следовали подразделения противопожарной службы и промышленной безопасности МЧС.
В 2009 году президент заявил о возможности продления моратория, что и было незамедлительно исполнено - на этот раз мораторий на проверки действовал с 17 февраля по 1 июля 2009 года. Нужно заметить, что Назарбаев пошел на этот шаг даже несмотря на то, что в период действия предыдущего моратория некоторые бизнесмены вовсе перестали платить налоги в казну. К концу моратория глава государства предупреждал уже государственные органы, чтобы те «не налетали на бизнес-структуры как саранча». Кроме этого, Назарбаев поручил правительству урегулировать все законодательные процедуры, касающиеся проверок деятельности малого и среднего бизнеса.
Вопросы с законодательством правительство решало в течение последующих двух лет, и только 6 января 2011 года был принят закон «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». Вопреки ожиданиям и этот нормативно-правовой акт оказался далек от идеала. В новом законе, например, государственным органам предоставляется право самостоятельно принимать акты, устанавливающие требования к деятельности субъектов частного предпринимательства, в то время как раньше такие требования определяли исключительно законы Республики Казахстан, указы президента и постановления правительства.
В конце 2012 года, представляя казахстанцам стратегию развития Казахстана до 2050 года, президент заявил о необходимости введения «новой, более жесткой системы ответственности для госчиновников, которые создают искусственные препоны для бизнеса». Существование таковых доказывает и статистика Генеральной прокураторы.
Достаточно сказать, что в прошлом году на электронный портал комитета по правовой статистике и специальным учетам обратилось более 22 тысяч предпринимателей, пожелавших проверить законность и обоснованность проводимой у них проверки. «Из общего числа поступивших в 2013 году сообщений в 75% случаев факты нарушений нашли свое подтверждение», - безутешно говорится в официальном пресс-релизе ведомства.