Не с того конца начали

Ирина Севостьянова, Vласть, Астана

Так депутаты оценили разработанный правительством новый проект закона «О государственно-частном партнерстве». Новую редакцию закона презентовало сегодня в мажилисе министерство национальной экономики. 
 

Собравшиеся в зале чиновники были явно на подъеме, еще до начала мероприятия они рассказывали депутатам, какой замечательный законопроект разработали и как много хороших и полезных новшеств в нем предусмотрели. Но, как выяснилось, мажилисмены от законопроекта не в восторге, и плюсов не увидели.
Первый вице-министр национальной экономики Марат Кусаинов заявил, что цель законопроекта — «формирование и усиление долгосрочного сотрудничества между государством и частным сектором путем объединения ресурсов для повышения уровня доступности и качества общественных благ и услуг».

Он отметил, что сегодня в Казахстане фактически представлен лишь один вид государственно-частного партнерства — концессия, которая применима к наиболее сложным и капиталоемким проектам. Такой вид как институциональное ГЧП, это участие в ГЧП субъектов квазигосударственного сектора, к настоящему времени остается только законодательно продекларированным, однако конкретные формы взаимодействия не урегулированы. Кроме того, контракты ГЧП ориентированы преимущественно на строительство или реконструкцию, нет возможности для инициирования проектов на основе ГЧП самим частным сектором. Ну, и конечно, сложные и долгие процедуры прохождения проектов ГЧП по инстанциям.
Новый законопроект призван все эти проблемы решить. Во-первых, предложено закрепить законодательно, что ГЧП можно развивать не только в образовании, здравоохранении и строительстве автодорог, но и во всех отраслях и сферах экономики. «Запрет устанавливается только по отдельным объектам, соответствующим указом главы государства (например, станции крови, центры ВИЧ/СПИД, плотины, гидроузлы)», - пояснил Кусаинов.
В круг участников ГЧП предлагается ввести финансовые организации, национальные отраслевые операторы (КТЖ, КЕГОК, Казахтелеком и другие), Национальную палату предпринимателей. Финансовые организации осуществляют непосредственное кредитование частного партнера. Операторы отрасли, выступая стороной договора ГЧП, будут оказывать содействие в решении вопросов, связанных с реализацией проекта (например, подключение к линии электропередач, присоединение к действующим железнодорожным линиям и т.д.), - объяснил вице-министр.
Также предлагается «существенно расширить контрактные формы ГЧП за счет внедрения контрактов жизненного цикла, контрактов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (инновационное ГЧП), сервисных контрактов, лизинговых механизмов».
Контракт жизненного цикла - это договор, предусматривающий полный цикл работ по проектированию, строительству (реконструкции) объекта ГЧП, его эксплуатации (включая ремонт и содержание), реализации произведенных товаров (работ, услуг), а также обязательства по обеспечению соответствия объекта ГЧП установленным технико-эксплуатационным показателям в течение всего срока действия договора. Инновационное ГЧП должно быть ориентировано на достижение таких задач, как разработка новой технологии, нового технологического процесса, нового технического регламента и их усовершенствование; изготовление опытного образца, опытно-конструкторской установки, проведение испытаний (включая опытно-промышленные), исследований (включая лабораторные исследования); организация мелкосерийного производства (опытно-промышленного производства) и реализация научно-технических проектов.
Сервисные контракты - договоры, предусматривающие оказание услуг по техническому обслуживанию объекта ГЧП (например, содержание и обслуживание существующей автомобильной дороги).
Лизинговый контракт – договор долгосрочной аренды с последующим выкупом.
Вице-министр особо отметил, что законопроект предусматривает четкое распределение форм участия сторон ГЧП. Так, государство выделяет земельные участки под проект, осуществляет государственную поддержку и выплаты (в том числе вхождение в уставный капитал), обеспечивает инженерной инфраструктурой, передает объекты государственной собственности в пользование или управление. Частный сектор осуществляет финансирование проектов ГЧП, управление проектами, проектирование объектов ГЧП, передачу имущества, непосредственное создание (реконструкцию) и эксплуатацию объектов ГЧП. Квазигосударственный сектор участвует в создании компании ГЧП, передает имущество, финансирует проекты ГЧП, оказывает сервисную поддержку проектов ГЧП, предоставление услуг технопарков, бизнес-инкубаторов, специальных экономических и индустриальных зон, создание научно-производственных зон, венчурных фондов, исследовательских центров и другие.
«Предусмотренные законодательством выплаты из государственного бюджета и меры государственной поддержки, которые применялись в концессиях, будут также распространены на все проекты ГЧП. Это такие выплаты как: субсидии, компенсация инвестиционных затрат, компенсация операционных затрат, вознаграждение за управление, плата за доступность, - пояснил Кусаинов. - А также следующие меры государственной поддержки: поручительства государства по инфраструктурным облигациям, государственные гарантии по займам, передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, предоставление натурных грантов, софинансирование проектов ГЧП, гарантия потребления (госзакупки)».
Депутаты восторга не разделили. У них возникла масса вопросов — начиная от сфер применения ГЧП до практического воплощения проектов. Интересовались они и тем, зачем государству через 30 лет, по истечении контракта ГЧП, забирать в свою собственность, к примеру, уже требующую капитального ремонта автодорогу. Дискуссии то и дело перерастали в жаркие споры, вице-министра даже обвинили в неготовности к обсуждению вопроса. Общее же резюме подвела вице-спикер Дарига Назарбаева:

«Когда мы говорим о государственно-частном партнерстве, его конечная цель — создать свое производство, хотя бы в тех сферах, где государство тратит огромные деньги и закупает эту продукцию для того, чтобы своих обеспечить работой, обеспечить государственным заказом и закрыть свои внутренние потребности. Не просто все подряд. Вот протезы и коляски для инвалидов мы покупаем. Так уже несколько небольших предприятий, которые бы производили эти коляски, очень благополучно могли бы существовать. Платить налоги, удешевлять стоимость продукции, обеспечивать гарантированный сервис и так далее. То, что сейчас предлагается - я считаю, что начали с конца. А надо начать оттуда, и четко определить, куда, в какой отрасли, в какой сфере может быть создано ГЧП, которое обладает преимуществами. Исключительно в интересах нашего товаропроизводителя, в интересах нашей налогооблагаемой базы, развития собственного производства, создания рабочих мест».
По ее мнению, звучащие сегодня замечания о том, что частный сектор не стремится участвовать в ГЧП из-за низкой рентабельности, несостоятельны. «Правда еще и в том, что выбить это ГЧП невозможно, - уверена Назарбаева. - Нужно два года ходить по всем кругам ада, собирать эти документы, ходить ко всяким чиновникам и всем везде что-нибудь давать, чтобы вынести скорее решение. Поэтому это все и не пошло. По тем же детским садам —упрости критерий, сделай так, чтобы это было выгодно коммерчески. Не могут быть невыгодными детские сады. Во всем мире они есть, и в основном они частные. Медицинские учреждения - вы посмотрите, какие бюджеты на каждую больницу, каждую поликлинику идут. Что, это нерентабельно? Неправда! Все зарабатывают... менеджеры на местах. Кроме государства».

Свежее из этой рубрики