PR: Зачем детям знать о деньгах?

Тогжан Калиаскарова, Vласть

В период нестабильной экономической обстановки многие казахстанцы все больше заинтересованы в улучшении своих знаний о финансах. Vласть изучила программы и мероприятия, способствующие повышению финансовой грамотности среди населения, и удивилась тому, что некоторые из них ориентированы не только на взрослых, но и на детскую аудиторию.

По мнению экспертов, финансовая грамотность населения – это необходимость в условиях современного мира. Интересно, что многие пособия по финансовому образованию гласят, что азам финансовой грамотности необходимо обучаться с самого детства.

В 2013 году эксперты Кембриджского университета провели исследование, оно подтвердило, что все основные понятия о том, что такое деньги и откуда они берутся, у детей закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте, а полученная информация сказывается на будущем поведении детей.

Одной из наиболее активно и успешно работающих в данном направлении организаций, является международная организация Финансовое образование для детей и молодежи (Children&Youth Finance International), которая объединяет сегодня более 130 стран со всего мира. За несколько лет ее работы было обучено финансовой грамотности более 100млн детей из разных стран.

С 2013 года Национальный Банк республики Казахстан поддержал работу данной организации в рамках всемирного движения Global Money Week. А в 2014году Банк Хоум Кредит, презентовал свою программу по финансовой грамотности для детей и подростков и принял участие в международной неделе Global Money Week 2014. Организация Children&Youth Finance International проводит это мероприятие ежегодно с целью повысить общественное внимание к вопросам финансового образования и финансовой интеграции детей и молодежи.

На вопрос, почему банк решил заняться финансовой грамотностью населения, в том числе и детей, представители Банк Хоум Кредит отвечают, что это стратегическое направление всей группы, работающей в 10 странах мира.

«Формированию грамотного подхода в отношении финансов необходимо уделять внимание по возможности с детского возраста, проводить занятия не только с родителями, а со школьниками и студентами. Тогда подрастающее поколение казахстанцев сможет более осознанно и эффективно пользоваться финансовыми услугами. А значит, появится тенденция к повышению финансовой включенности и экономической активности населения страны, что в целом повлияет на социальное благополучие страны», - рассказывает Vласти Кирилл Бачваров, директор департамента маркетинга Банка Хоум Кредит.

В настоящее время в Казахстане уже проводятся дни открытых дверей в банках, семинары, а также выпускаются детские книги, посвященные финансовой грамотности.

К примеру, начиная с апреля прошлого года, во всех филиалах Банка Хоум Кредит каждую субботу для населения проводились дни открытых дверей. Любой желающий может лично пообщаться в такие дни с руководством банка. За чашкой чая со сладостями, в теплой и уютной обстановке посетители получают ответы на актуальные вопросы, касательно личных финансов. Большинство вопросов касается темы выбора финансовых продуктов, какие факторы стоит учитывать при выборе кредита, куда лучше вкладывать деньги и как выбрать выгодное предложение по депозитам. Кроме того, в эти дни каждый желающий может пройти индивидуальный мастер- класс по работе с интернет-банкингом, с помощью которого можно управлять всеми своими финансами не выходя из дома. А после консультации и приятного чаепития каждый перед уходом получает приятные сувениры и брошюры-памятки «10 золотых советов по кредитам и депозитам» с полезной и актуальной информацией, специально разработанные банком вместе с обществом по защите прав потребителей «Адал».

В рамках Дней открытых дверей во всех филиала банка регулярно проводятся семинары, где профессиональные бизнес-тренера в доступной и простой форме рассказывают о том, как эффективно планировать семейный бюджет, учат принимать взвешенные решения и управлять личными финансами, а также делятся секретами богатых и успешных людей. Семинары построены в игровой форме, все задачи взяты из реальной жизни, а благодаря практическим заданиям многие участники уже на семинаре понимали, какие ошибки допускали в планировании личного бюджета, в какие ловушки попадали и как всего этого можно избежать в будущем.

Как показал опыт прошлого года, такие мероприятия, нацеленные на повышение финансовой грамотности, положительно сказываются на умении правильно выбирать финансовые продукты, а сами семинары становятся все более популярными среди клиентов банка во всех регионах страны. Поэтому в этом году банк продолжает проведение данных мероприятий, которые регулярно будут проводиться, начиная с 7 февраля 2015.

Большое внимание к вопросам финансового образования банком было уделено подрастающему поколению. Так, в прошлом году, в одной из школ Алматы для третьеклассников был проведен семинар на тему «Семейный бюджет». Представители Банка Хоум Кредит рассказали школьникам историю денег, что такое планирование, бюджет, расход и доход, а главное, что делать детям, чтобы суметь осуществить свою мечту.

Кроме того банк выпустил две книги для детей. Первая: познавательная книга «Тенге-Бала» об истории казахстанских денег, основанная на исторических фактах. Весь тираж был передан благотворительным фондам, детским домам, Ассоциации родителей детей инвалидов, а также в детские и юношеские библиотеки и специализированные школы.

Второй книгой банка стал самоучитель семейных финансов для детей «Дети и Деньги». Книга вышла на государственном и русском языках, и в доступной игровой форме рассказывает, что такое деньги и как определить их подлинность, учит планировать бюджет, копить и приумножать, объясняет сложные финансовые термины и как избежать финансовых ловушек, но главное, помогают мечтам сбываться. Кстати данная книга доступна для свободного скачивания в электронном варианте на сайте банка.

Именно на основе этой книги была разработана целая программа для детей и их родителей под названием «Путешествие в мир финансов», включающая в себя серию семинаров по финансовой грамотности, всевозможные экономические викторины и игры, практические задания и логические задачи. С этой программой банк с удовольствием участвует во всевозможных семейных фестивалях, городских мероприятиях, а также выезжает по детским домам, библиотекам и другим общеобразовательным и специализированным школам во всех регионах Казахстана.

В свою очередь эксперты организации Money Advice Service в 2013 году порекомендовали ввести в программу школьного образования основы финансовой грамотности. В Великобритании уже прислушались к данной рекомендации и активно вводят в школьную программу занятия, на которых дети могут получить финансовое образование.

В 2015 году Банк Хоум Кредит планирует продолжить семейную тему в рамках проекта финансовая грамотность. Сегодня банком разрабатывается специальная программа обучающих семинаров для детей от 7 до 13 лет для внедрения ее в качестве факультативных занятий в школах, ведь именно финансовое образование может стать решающим фактором для успешности наших детей.

Свежее из этой рубрики