Светильники от инвестиционного аналитика

Жанара Каримова, фотографии автора

Бывший инвестиционный аналитик, Галым Кайралапов решил превратить хобби в любимую работу. Он ушел из офиса, написав в заявлении: «хочу стать дизайнером светильников», продал машину и на эти деньги создал свой бизнес.

Галым вырос в Щучинске, его отец работает водителем автобуса, мать – домохозяйка. По образованию Галым математик, однако по профессии не работал ни дня.

— Я не жалею, что у меня нет дизайнерского образования. Математика – это нужная наука, которая и в дизайне помогает. Когда мне было 13 лет, меня отправили в Алматы в физико-математическую школу. Первый год было сложно. Школа-интернат (РСФМСШИ имени О. Жаутыкова) и ее воспитатели, преподаватели относились к нам, как к своим детям. Они понимали, что мы дети и нам трудно вдали от родителей, еще и с такой жесткой системой образования. Мы, в свою очередь, понимали, что не хотим возвращаться в обычную школу. К нам приезжали успешные выпускники, их примеры подстегивали нас. Мы все видели, что такое провинция и что такое Алматы. Нам хотелось остаться здесь и показать себя.

После школы Галым не был уверен в том, какое дальнейшее образование он хочет получить. Многие его одноклассники поступили в МГТУ им. Н. Э. Баумана, но у него не было возможности ехать в Москву, да и не хотелось, поэтому выбрал математический факультет в КазНУ им. аль-Фараби.

— Со специальностью прогадал, - признается герой, - поступил на информатику, но ни дня по профессии не проработал.

Галым уже со второго курса устроился на работу в магазин радиоэлектронных компонентов Delta Chip, где увлекся работой со светодиодами.

— В этом магазине работали взрослые дяденьки советской закалки, которые когда-то были востребованными учеными. Но после развала Союза, единственный для них путь был — продавать транзисторы на Никольском базаре, с этого и начался их бизнес.

С детства Галым сам себе мастерил игрушки, а работа в магазине сподвигла к созданию чего-то большего. К окончанию университета он понял, что работать по профессии не хочет, да и не сможет, не освоил. Несмотря на неплохую должность и заработную плату, работу в магазине решил оставить. Желая карьерного роста, осознал, что хочет попробовать себя в финансовой сфере на рынке ценных бумаг. Он начал искать место для стажировки.

— В компании ИФГ Континент был набор молодых людей, выпускников университетов. Был большой конкурс, они приняли около 150 заявок, из них отобрали 15 человек. Тесты были математические и логические, поэтому я успешно вошел в число стажеров. Со мной боролись выпускники КИМЕП, но в меня поверили и дали шанс. За два года работы инвестиционным аналитиком я не очень глубоко, но освоил эту профессию.

Мастерить Галым не бросил, делал для друзей светильники из подручных средств, как он сам выразился, из «мусора». Тогда он начал думать о том, что хотел бы заниматься чем-то своим, а именно — производством.

— Мой руководитель заметил, что меня интересуют производственные темы и мне дали эту сферу. Анализировал работу компаний, которые занимаются в Казахстане промышленностью. И также делал отчеты по международным предприятиям. Смотрел, как у них все это обстоит, как они строят заводы, производят новый продукт, работают непосредственно над дизайном. И мне, наверное, было завидно, что есть люди в мире, которые занимаются таким важном делом и делают на этом огромные деньги, трудоустраивают множество людей. И они занимаются тем, что им нравится. На тот момент я только узнал, что мое хобби близко к индустрии, которая во всем мире называется «промышленным дизайном».

После ИФГ Континент Галым перешел работать аналитиком в пенсионный фонд Атамекен. Работая там, он стал искать казахстанские компании, занимающиеся промышленным дизайном. Узнал о «Вишневом папе» Чингизе Шакурове, который занимается производством деревянных игрушек, о дизайнерах Тимуре Актаеве и Нурлане Туреханове. Галым поставил себе цель – познакомиться с ними, и к концу 2011 года сделал это.

— Я рассказал, что хочу заниматься производством светильников. И каждый из них мне помог, Чингиз открыл для меня графический редактор, научил работать с деревом. Тимур Актаев многое подсказал, мы сейчас с ним дружим. У Нурлана Туреханова я участвовал в фестивале «Белая осень». Я выставил там три светильника, их купили буквально за полчаса предпоказа. Получил еще два заказа и понял, что должен заняться своим делом. У меня все спрашивали: «Ты проанализировал? Есть ли рынок? Все ли ты учел? Зачем тебе сейчас уходить в омут с головой?» Тогда я не обращался к своим аналитическим способностям, даже не собирался «копать» рынок, я просто осознал, что мне нужно уйти. Слушал не мозг, а сердце, чувствовал, что смогу это делать и зарабатывать, развивать.

Через пару месяцев Галым написал увольнительную, где указал, что хочет стать дизайнером светильников.

— Начинать было сложно, но я не страдал от этого. Я принимал все сложности как должное, они были в удовольствие. Я просто знал, что это начало и нужно потерпеть. Как я себе представлял, так и происходило. Первый год был самый сложный, мне удалось заявить о себе небольшой группе людей. Трудно прокормить себя, делая одну настольную лампу в месяц.

Чтобы начать свое дело, Галым продал автомобиль и первый год жил на эти деньги, они же послужили стартовым капиталом. На второй год светильники стали приносить прибыль. На третий год он стал зарабатывать в несколько раз больше, чем когда трудился аналитиком. Сейчас доход его компании около 600-800 тысяч тенге, чистая прибыл всегда разная, зависит от расходов. На жизнь и развитие достаточно.

— Я понял, что в любом случае нужны инвестиции и ищу их. Сейчас мне помогают молодые ребята. Они делают не только то, что я им говорю, они импровизируют. Парни сейчас создают свои лампы из остатков. Для меня это показатель того, что я нашел правильных людей. Я вижу, какие приемы используют ребята, когда создают светильник. Не только я их учу, но и они меня. Дают новые свежие идеи. Пока их изделия – это сырой продукт, я не выставлю их от имени компании, но в будущем я думаю, когда ребята наберутся опыта, продвинутся в дизайне, наша компания будет продвигать лампы не только моего дизайна, но и дизайна представителей моей команды.

— Конечная цель – это фабрика с поставленным конвейерным производством. Для этого необходимы инвестиции. Есть подрядчики, у которых мы заказываем, но в любом случае хотел бы иметь собственное оборудование, чтобы не зависеть ни от кого. Расширить штат — нужны не только рабочие руки, необходима команда из бухгалтера, менеджера, маркетолога. Я понял, что я совсем не уделял внимания продвижению своего товара и бренда.

Раньше Галым делил мастерскую в Уй54 с дизайнером Лизой Кин, сейчас он и другая компания арендуют пространство недалеко от своего подрядчика.

— Аренда в нижней части города очень дешевая. Примерно 5 долларов за квадрат, свои 80 квадратов мы снимаем за 400 долларов. Это на порядок ниже предложений в центре города, в том же Уй54. Я хочу, чтобы все творческие люди выезжали за пределы центра, в далекие районы, где очень много пустующих помещений, пригодных для работы. Так разовьется и другая часть Алматы.

Деля мастерскую другой промышленной компанией, Галым не смотрит на них как на конкурентов. Он считает, что в стране наметилась тенденция — люди начинают предпочитать товар местного производства и нужно еще больше компаний, чтобы охватить рынок.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые