В сентябре 2013 года доля международных транзитных пассажиров в аэропортах страны составила 17% от общего трафика. Национальный авиаперевозчик планирует увеличить поток туристов в Алматы и Астану путем реализации спецпрограммы по организации досуга для таких пассажиров.
«Несмотря на то, что существуют некоторые ограничения – в частности, инфраструктура аэропортов – нам удалось достичь позитивных результатов именно по развитию транзитного пассажиропотока через Казахстан», - отмечает Ибрагим Жанлыел, старший вице-президент «Air Astana» по маркетингу и продажам.
Первые международные гости из Гонконга уже стали участниками новой программы, еще 36 номеров в гостиницах ждут своих постояльцев. Иностранцам, направляющимся в третьи страны через Казахстан, будет организован трансфер из аэропорта и обратно, размещение в гостинице, завтрак в стиле «шведский стол» и 4-часовая обзорная экскурсия по городу.
Цена участия в программе «Stopover Holidays» от «Air Astana» для одного взрослого человека в зависимости от выбранного отеля в Алматы варьируется от 260 до 360 долларов США за первый день, в Астане – от 260 до 335 долларов США. При этом в Алматы гостям из-за рубежа любезно продемонстрируют 11 достопримечательностей, в столице – 21.
Ричард Леджер, директор «Air Astana» по продажам по Казахстану и за рубежом, подчеркивает, что компания отнюдь не преследует цели превращения в крупного туристического оператора. Он указывает на ряд трудностей, с которыми сталкиваются прибывающие сюда транзитные пассажиры – например, время обзорной экскурсии по городу не всегда совпадает с расписанием рейсов в аэропорту, туроператоры устанавливают определенные ограничения на количество человек в группах и т.д. В программе «Stopover Holidays» эти и другие негативные аспекты минимизированы.
Леджер рассказал, что приоритетными направлениями для работы в рамках новой программы являются азиатские страны, Германия и Великобритания. Россия, по его словам, хоть и не находится в центре внимания, все же обеспечит значительный приток транзитных пассажиров – потенциальных участников «Stopover Holidays». «Air Astana» ожидает, как минимум, шесть тысяч пассажиров ежегодно, которые решат воспользоваться специальным предложением от компании.
Таким образом, по самым оптимистичным подсчетам, за первый год программа принесет национальному авиаперевозчику и его партнерам не менее 1,5 млн. долларов США или 240 млн. тенге. Для сравнения, чистая прибыль «Air Astana» по итогам 2012 года составила чуть более 9 млрд тенге, а количество перевезенных в рамках международных рейсов пассажиров в прошлом году достигло почти 1,3 млн. человек.
Пока подразделение национального авиаперевозчика «Air Astana Holidays» не планирует включение в программу других городов Казахстана, а выбор 4-часовой обзорной экскурсии (а не 8-часовой, например) в качестве одного из ее базовых элементов объясняет обычной экономической целесообразностью. В настоящее время с авиакомпанией сотрудничают две казахстанские турфирмы – в Алматы и Астане, которые на основании ряда критериев были выбраны в рамках открытого тендера.
Однако если сотрудничество с отечественными туристическими фирмами компанией налажено, больше вопросов возникает относительно инфраструктуры отечественных аэропортов. Ибрагим Жанлыел особо обращает внимание на то, что транзитные возможности казахстанских аэропортов чрезвычайно ограничены и приводит цифры относительно объемов транзитного пассажирооборота. По его информации, ежедневно в транзитной зоне аэропорта накапливается в среднем 800-900 человек – количество, с которым «они (аэропорты – V) уже не могут справиться».
Международный менеджер компании убежден, что эта проблема уже давно приобрела «хронический» характер: «она и далее не развивается, но ее и не лечат».
К слову, комитет индустрии туризма министерства индустрии и новых технологий никакой ощутимой поддержки реализации программы «Stopover Holidays» не оказал, сдержанно добавили менеджеры национального авиаперевозчика.