Новая комедия про сватовство и связанное с ними безумие
дебютировала на казахстанских экранах вчера. Очень неровный фильм со своими
прекрасными моментами. Смотреть не обязательно, - но и не стыдно.
Прекрасным солнечным днем молодой человек Айдар (Сергазин) стремглав бежит по улицам города - смутно угадываются любимая кинематографистами «Тулебайка», - и практически бросается под колеса машины. Управляющая транспортным средством красавица Гаухар (Анарбекова) роняет из рук руль и смартфон, и выходит на дрожащих ногах из автомобиля, чтобы оказать помощь. Хочется верить, зритель уясняет в этот момент, что переписываться во время вождения не стоит, - а вот не смываться с места аварии, оставив умирать сбитого человека, как раз-таки стоит. Тем более, что может получится и вполне себе неплохо, как выясняет Гаухар (она же Гоша): она помогает сбитому парню пойти на поправку и тут у них случается любовь. Айдар – симпатичный, немного неуклюжий юноша, работает в банке. Гаухар – владелица салона красоты. У обоих собственное жилье и внешне они – вполне подходящие друг другу молодые современные люди. Омрачают картину лишь мелочи: у Айдара это некоторая залихватская придурковатость (уж очень он легкомыслен) и любовь к ветхим анекдотам, которые не смешат даже обслуживающий персонал в общепите. У Гаухар в принципе плоховато с чувством юмора и жесткий характер. Ах, да – у нее еще имеются пять старших братьев, гиперопека которых, возможно, и выковала в ней определенную жесткость.
Братья все как на подбор – пожилой чиновный полисмен (Каптагай), огромный как гора отшельник (Бисенбин), молодящийся диджей (Сериков), словно вырванный из ранних 90-х гопник (Жанабеков) и миллионер без определенного рода занятий (Сабуров). И всем им активно не нравится Айдар. Гаухар же, несмотря на внешнюю независимость дел и суждений, без одобрения братьев замуж идти не дерзает – и начинается квест по получению одобрения семьи. Дальше комедия начинает размашистым шагом идти к развязке, двигаясь от штампа к штампу. Некоторые работают, некоторые нет, но иногда смешно. Даже чаще, чем можно было бы предположить.
Современные казахстанские комедии имеют в своем фокусе почти исключительно семью и семейные перипетии. Особенно любят они тему брака – сватовство, тои, улаживание разногласий между сватами. Традиция восходит еще к благословенным временам «Ангела в тюбетейке» и трогательно поддерживается. Тем более, что и зритель, кажется, такое любит. Так что разные аспекты казахского брака комедиографами препарированы тщательно – неисследованных уголков почти не осталось. Келинки, токалки, инешки, жездешки, женгешки – весь пантеон семейной иерархии уже освоен. Осталась неохваченной лишь тема взаимодействий жениха с агашками – сиречь, братьями, воспитывавшими младшую сестренку вместо родителей. Вот в эту тему, польстившись созвучием «брат-брак», и ринулись создатели новой комедии, режиссер и генеральный продюсер. Про постановщика Нургалиева, дебютировавшего в кино с «Братом или браком», сказать особо нечего, а вот продюсер – та же Анарбекова, в свое время звезда «Жаужурек Мын бала», сыгравшая в своем фильме главную роль. Отдельно отметим – и практически единственную женскую. Никаких подруг у ее героини нет, братья, за одним исключением, неженаты – и вот Гаухар противостоит целым семерым персонажам мужского пола. Противостоит доблестно, экранного времени не жалеет. Пытается донести какую-то мысль.
Очевидно, мысль эта заключается в ценности родственников как таковых и о том, что родню не выбирают. Также в том, что любовь так же ценна, как и родственные чувства – но вот ее-то, выходит, и можно выбрать. А совместить эти порой противоположные установки и есть цель и пафос жизни успешной женщины.
Если так, то вывод неплохой. Снимали и снимают семейные комедии про ценности и с куда худшим посылом. Во всяком случае, здесь героине в итоге хотя бы раз удается заявить братьям и жениху свое гордое: «Да вы одурели все, что ли?!» - и это, практически, победа феминизма в традиционно пугающе патриархальном казахском кино.
Как художественное произведение «Брат или брак» имеет, разумеется, свои плюсы и минусы. К последним относится жуткая неровность картины, - как жанровая, так и сюжетная. В титрах значатся сразу три сценариста, что часто бывает дурным знаком. Фильм выглядит как набор разрозненных сцен, где не только повествование прерывисто и щеголяет сюжетными дырами, но даже и язык диалогов меняется от сцены к сцене. Логические нестыковки ситуацию отнюдь не улучшают. Когда наступает черед обязательного для жанра монолога главного героя, когда он перечисляет достоинства своих антагонистов, начинаешь удивляться – не разные ли мы с Айдаром фильмы смотрели? Ведь никто из героев толком не проявил приписываемых им качеств.
Наконец, отсутствует пресловутая химия между персонажами – как между влюбленными (Анарбекова на остолопа-жениха смотрит перманентно с таким удивлением, словно не понимает, как вообще взяла его в свой фильм), так и братьями. Смотришь сцену с Сабуровым – и видишь стенд-ап комика Сабурова в фильме Enjoy Movies. Смотришь сцену с Жанабековым – и уже другой фильм, как если бы Ахан Сатаев снимал свои бандитские драмы как комедии. Когда братья собираются вместе, получается совсем нехорошо – кто в лес, кто по дрова. Иногда фильм неотличим от своих братьев - всех других ромкомов от казахстанских квнщиков, но иногда – и это поистине величественные моменты! – поднимается до высот хорошей абсурдистской комедии.
Такая неровность загубила бы любой другой фильм, но «Брат или брак» спасает единственная вещь – тут замечательные актеры. Не актерский ансамбль, напомним, - а именно набор действующих практически независимо друг от друга артистов. Даурен Сергазин наделяет своего довольно двухмерного Айдара очень человеческой теплотой и очарованием, Жанабеков смешно гримасничает в роли рэкетира (хотя какие уж бандюганы в наши дни!), очень хорош худрук театра миниатюр «Нысана» Абунасыр Сериков в роли братца Канапии, в котором, невзирая на почтенный возраст, дури хватает на отчаянные пляски в ночном клубе. Куралай Анарбекова кадра тоже не портит, но актерствует очень сдержанно – и в крохотных рольках-эпизодах ее легко переигрывают Нургуль Мынгатова (Тома) и Амина Абильджанова в обтягивающих кожаных штанах. Наконец, украшением фильма является Таукель Муслим, выступающий в роли призового самца, бывшего бойфренда Гоши, - такая бесстыдная и гомерически-смешная пародия на типового героя ромкомов является просто подвигом самоиронии.