Депутаты остались недовольны новым законопроектом
Бюджетные баталии: первые руководители сняли с себя ответственность за неисполнение бюджетных программ
фото Жанары Каримовой

Тамара Вааль, Астана, Vласть

В среду в ходе пленарного заседания мажилиса депутаты в первом чтении рассмотрели проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования бюджетного законодательства», который должен упростить бюджетные процедуры и усовершенствовать систему в целом. Однако, по мнению депутатов, документ серьезно недоработан, и в нем не учтены ошибки прошлых лет – снова дается определенная свобода для займов квазигосударственного сектора, а первые руководители снимают с себя ответственность за неэффективное использование государственных денег.

Нестыковку в законопроекте нашел депутат Жексенбай Дюйсебаев. Так, в статье 4 Налогового кодекса говорится, что в случае неосвоения средств бюджетных программ, или недостижения результата ответственность несет первый руководитель. Однако в рассматриваемом законопроекте указано, что «ответственность переносится на руководителя бюджетной программы, который будет назначаться приказом министра».

«Как можно понимать? То есть, ответственность снимается с первого руководителя?», - поинтересовался мажилисмен.

Глава министерства национальной экономики Тимур Суейменов заверил: «Ответственность не снимается». Просто в новом законопроекте она не прописана. Но первые руководители отвечают в целом за конечные результаты и достижение целевых индикаторов по всем показателям. Такой отчет готовится ежегодно и направляется на рассмотрение в администрацию президента, где и решают – справился министр или аким или нет».

«Поэтому с точки зрения оценки первого руководителя, ответственность от него не уходит. Что касается бюджетного кодекса, у нас достаточно открытая позиция: если мы считаем, что это будет снижать персональную ответственность первого руководителя, мы готовы в дальнейшем эту работу продолжать в рамках проработки законопроекта. Мы готовы проработать», - заверил Сулейменов.

Спикер мажилиса Нурлан Нигматулн тут же заявил: «Когда ответственность общая, это значит – полная безответственность» и указал на полное разночтение написанного в документе и сказанного министром.

«Вы в проекте слово «первый руководитель государственного органа» убираете, оставляете «руководитель бюджетной программы». Но это, как правило, директор департамента – самая высокая позиция, наверное, вице-министр. Вы сейчас говорите, что вы не снижаете, тогда как понять? Вы убираете первого руководителя госоргана», - заявил он.

Оправдания министра депутаты попытались выслушать, но в итоге вынесли вердикт: министр должен согласиться на редактирование статьи.

Другой вопрос, который подняли депутаты – контроль государства за внешними и внутренними займами компаний квазигосударственного сектора. Депутат Аскар Базарбаев напомнил, что президент давал поручение выстроить необходимую систему мониторинга. И летом правительство внесло поправки в бюджет, согласно которым объёмы привлечения займов квазигосударственным сектором должны согласовываться с кабинетом министров. Однако, в новом законопроекте опять все меняется.

«В Бюджетном кодексе посажена норма, которая говорит о том, что займы квазигосударственного сектора должны согласовываться с уполномоченным органом по государственному планированию, то есть министерством экономики. В связи с чем внесена поправка и в такие короткие сроки», - поинтересовался мажилисмен.

Министр попытался объяснить, что эта поправка связана с тем, что на Казахстан «очень внимательно смотрят рейтинговые агентства».

«Во многих случаях и агентство, и кредиторы пытаются распространить займы квазигоссектора, включить их в состав государственного долга. Они говорят: «Вы даёте гарантию, соответственно вы должны включать это в объем государственного долга. Таким образом, это увеличивает (объем долга - V) и ухудшает наш рейтинг, а также снижает общую экономическую картину по нашей стране. Для того чтобы не создавать таких ярко выраженных предпосылок, чтобы у рейтинговых агентств и кредиторов не создавалось (мнения), что мы даём гарантию правительства, мы предлагали этот инструмент сделать таким как, в предлагаемом законопроекте», - пояснил он.

«Понимаю, если в сегодняшней редакции было, что привлечение внешних займов осуществляется через согласование и решения правительства, но при этом создать межведомственную комиссию, есть теперь вице-премьер, курирующий эти вопросы. Но опять - до уровня министерства! С вашим графиком работы, вы часто выезжаете в командировки, у вас будет заместитель теперь это подписывать. И такие принципиально важные вопросы государственного займа, которые президент неоднократно поручал правительству взять на контроль, мы опять опускаем уже до министерства. Мне кажется, здесь предлагаемая вами редакция не соответствует установкам президента по контролю за бюджетом», - подчеркнул Нигматулин, предложив вернуться к этой поправке.

Обсудили парламентарии и новеллу в бюджетном законодательстве – «гражданский бюджет». То есть, жители на местах в будущем смогут участвовать, как в формировании бюджета и обсуждении того, куда он будет потрачен, так и в корректировках. Государственные органы будут обязаны на своих сайтах публиковать полные отчеты и принимать предложения от граждан.

«Министерство финансов уже размещает бюджет на своем сайте. И в последующем мы стремимся завлечь граждан уже в процесс обсуждения планируемых мероприятий, в рамках формирования уже республиканского бюджета, местных бюджетов и, непосредственно, бюджетов местных самоуправлений. Чтобы граждане участвовали в обсуждении планирования, реализации и итогов всех мероприятий, которые мы реализуем за счет госбюджета», - пояснил вице-министр финансов Берик Шолпанкулов.

Мажилисменов заинтересовал вопрос, когда конкретно граждане смогут принимать участие в планировании бюджета. Но ответа они смогли добиться только с третьей попытки.

«Два руководителя двух министерств, скажите, один ответ на конкретный вопрос - увидят простые жители бюджет своего села?», - поинтересовался Нигматулин.

«Увидят. Мы это преследуем», - заверил Шолпанкулов.

«Кого и что вы преследуете – это ваши проблемы. Вы скажите, мы эту программу внедряем с такого-то года, с такого-то числа граждане увидят бюджет своего села, города».

«Да, соответствующий бюджет своего села и города он увидит и, самое главное, он должен принять участие в обсуждении этих мероприятий уже при планировании».

«С какого времени для него будет доступна такая информация?».

«Уже с 2018 года будет информация доступна. И в планировании и уточнении с 2019 года он уже будет принимать участие».

«Назовите дату».

«С 2018 года».

«Ну 2018 год состоит из 12-ти месяцев».

«С 1 января 2018 года нормативная-правовая база будет уже создана, и в соответствии с этим, когда уточнение будет бюджетов МИО….».

«Подожди! Назовите!».

«В первом квартале 2018 года».

«О, теперь пошел на первый квартал. Вот я же просто задал вопрос. Ответь просто!».

«С 1 февраля 2018 все интернет-ресурсы будут обеспечены доступной для населения информацией».

«Все, спасибо. Прошу зафиксировать. Господин Шолпанкулов ответственно заявил, дай бог ему здоровья, - в феврале 2018 года».

В целом, депутаты одобрили законопроект в первом чтении, и теперь продолжат работу внутри комитетов, чтобы, возможно, внести в документ, все озвученные предложения.

Шеф-бюро Vласти в Астане

Свежее из этой рубрики
Loading...