36% казахстанцев неудовлетворительно оценили свои знания о финансах - исследование

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Фото автора

Международный центр экономической грамотности (МЦЭГ) закончил исследование степени финансовой грамотности населения. Согласно результатам каждый третий казахстанец неудовлетворительно оценивает свои финансовые знания и желает восполнить пробелы. Об этом в среду рассказали представители МЦЭГ и председатель правления Kaspi bank (совместно с которым осуществляется проект) Михаил Ломтадзе.

В течение нескольких месяцев МЦЭГ в партнерстве с исследовательскими цетрами Brif Research Group и TNS Gallup опросили 1 200 респондентов из 14 областей Казахстана. По словам Александра Рузанова, директора агентства Brif Research Group, стандарты исследования были утверждены Всемирным банком и другими крупными экономическими институтами.

В ходе исследования выяснилось, что каждый третий казахстанец (36%) неудовлетворительно оценивает уровень своей финансовой грамотности и хотел бы его улучшить.

44% опрошенных держат свободные денежные средства дома, и только 8% кладет их на депозит в банк. Кроме того 43% респондентов не знает о системе гарантирования (страхования) депозитов и только 6% знает о максимальной сумме страхования в 5 млн. тенге.

38% опрошенных не ведет учет расходов и доходов. Двум из трех не хватает денег в конце месяца. Справляются с нехваткой денег респонденты следующим образом: 60% опрошенных начинают экономить, 48% предпочитают обращаться к родным и близким, а 7% обращаются в банки. 65% опрошенных сравнивает условия различных финансовых организаций перед заключением договора.

Михаил Ломтадзе рассказал, что респондентам был задан один вопрос: «Вам необходимо занять 10 тыс. тенге, вы обращаетесь к своему знакомому, он одалживает и просит за это вознаграждение в 1000 тенге (120% годовых – прим. V), но есть возможность обратиться в банк, который даст эти деньги под 56% годовых. 68% респондентов ответили, что пойдут к знакомым».

Кроме того Ломтдазе рассказал, что респондентам был задан вопрос о том, можно ли допустить просрочку по кредиту и какие у этого будут последствия. По его словам, 50% респондентов считает, что просрочку допустить можно. 67% опрошенных при этом считают, что это повлечет за собой штраф, и 45% считает, что это отразится на кредитной истории.

Рузанов отметил, что результаты исследования оказались хуже ожиданий: «Когда мы обсуждали результаты, сошлись во мнении, что финансовая грамотность оказалась на еще более низком уровне, чем мы ожидали. Хотя мы и изначально не думали, что результаты будут хорошими. Гораздо меньше людей знает о каких-то общих вещах».

Салтанат Джарасова, исполнительный директор МЦЭГ тоже отметила плохую результативность: «Наши респонденты в среднем оценивали себя на уровень тройки, но, фактически, когда мы посмотрели результаты средняя оценка у всех была на уровне двойки. Было несколько интересных фактов в региональном разрезе. Жители Западно-Казахстанской области очень уверены в своей финансовой грамотности. А в гендерном разрезе мужчины были намного увереннее в правильности и обширности своих знаний, чем женщины».

Впрочем, Гульнара Арбабаева, директор МЦЭГ, пояснила, что респонденты действительно были уверены, что нужно повышать финансовую грамотность: «Главные вопросы, в которых хотят разобраться потребители финансовых услуг, касаются условий кредитных договоров на которые стоит обращать внимание. Также интересует правильный подсчет полной стоимости кредита, вопросы формирования личного бюджета, получения информации о финансовых услугах, и права потребителей финансовых услуг».

По словам представителей фонда, исследование – это лишь первый шаг в реализации программы «Просто о финансах», которая должна охватить своей деятельностью 2 млн. казахстанцев.

В ближайшие 30 дней фонд собирается провести круглый стол, где более детально презентуют результаты исследования, организовать общественный совет, куда войзутизвестные эксперты, активисты, блогеры, журналисты, представители Национального банка и омбудсманы и стартует конкурс грантов, который направлен на поиск креативных решений для повышения финансовой грамотности.

Свежее из этой рубрики