Через инвестсубсидии и налоговые льготы предлагает минсельхоз поддерживать и развивать переработку сельхозпродукции

Софья Пашкова, Астана, Vласть

 

Проблемы отрасли переработки в сельском хозяйстве и пути решения этих проблем стали темой очередного заседания правительства. Министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков констатировал: именно перерабатывающий сектор сегодня сталкивается с большим количеством вызовов

Это, по его мнению, связано «с узостью нашего внутреннего рынка и естественным стремлением других стран приобретать на внешних рынках сырье, для его последующей самостоятельной переработки и продажи уже готовой продукции».

В этой связи, по словам министра, в последнее время наблюдается усиление конкуренции на рынке продтоваров, «что особенно начало проявляться после вступления Казахстана в Таможенный союз, который упростил движение сырья и товаров между странами-участницами ТС».

При этом не стоит забывать, что хотя сейчас остальные страны, так или иначе, ограждены таможенными квотами и пошлинами Таможенного Союза, однако предстоящее вступление в ВТО упростит движение товара и для них, что еще больше усилит конкуренцию.

«Результаты укрупненного анализа ценообразования на территории стран Таможенного Союза показывают, что продукты сельхозпереработки наших партнеров уже на входе в Казахстан имеют ряд преимуществ», - подчеркнул глава минсельхоза. Причин такой ситуации несколько, причем они в большинстве своем объективны.

Так, из-за природно-климатических условий в Казахстане урожайность значительно ниже, чем в соседних странах. К примеру, урожайность кукурузы на силос в Беларуси составляет около 250 ц/га, тогда как в Казахстане в среднем 112 ц/га (север — 72, Юг – 165 ц/га). Как следствие, все это приводит к низкой стоимости сырья растениеводческой продукции и кормов, которые в свою очередь формируют низкую себестоимость мяса и молока и другой животноводческой продукции.

Так, белорусские молзаводы закупают молоко у совхозов в среднем за 2,8 тыс. белорусских рублей или 57 тенге за кг. Мясокомбинаты покупают мясо КРС в убойном весе в среднем за 40 тыс. белорусских рублей или 804 тенге за килограмм. Аналогичная ситуация наблюдается и в России. При этом в Казахстане закупочная цена сырого молока равна около 90 тенге, мяса КРС в убойном весе около 960 тенге.

Есть трудности и в связи с неравными объемами государственной поддержки. Так, объем господдержки сельского хозяйства к валовому объему произведенной продукции в сельском хозяйстве в Беларуси равен 18 %, в России 6%, тогда как в Казахстане 4 %.

При этом, напомнил глава МСХ РК, согласно договоренности стран-участниц ТС, уровень господдержки стран ТС не должен превышать 10%. Тем не менее, именно благодаря высокому объему господдержки белорусские производители сырья и перерабатывающие предприятия имеют лучшие технологии и технику, чем в Казахстане, что также существенно отражается на качестве производимой продукции.

Объективны также и проблемы, связанные с масштабностью производства. Российский рынок более концентрирован по числу потребителей в отличие от Казахстана, и конечно, высокая концентрация прямо отражается на масштабности имеющихся производств.

Это значит, что крупным российским мясным или молочным комбинатам намного проще зайти на рынок Казахстана, на долю которого приходится небольшая часть от общего производства их продукции. Особенно если использовать политику демпинга цен и позволять себе продавать продукцию ниже себестоимости.

Еще одна проблема, по мнению министра, заключается в низком уровне протекционизма отечественной продукции и либеральности по отношению к импортным товарам. «В отличие от других стран, надо признать, что в Казахстане слабо ведется контроль за соблюдением техрегламентов, выявляется скрытый демпинг, как следствие, процветающая недобросовестная и несправедливая конкуренция приводит к значительному удешевлению товаров из других стран и существенным образом отражается на развитии собственной перерабатывающей промышленности», - отметил Мамытбеков.

Значительными объемами отечественная переработка похвастать не может. В целом объем производства продуктов переработки с/х продукции и пищевой промышленности в 2012 году составил порядка 830 млрд. тенге или 5,5 млрд долларов. При этом импортировано продукции на сумму 3 млрд. долларов и экспортировано – 1,1 млрд долларов.

В целом, доля производства в общем объеме потребления составляет порядка 60%. Остальные 40% завозятся из-за границы. В 2013 году отмечается положительная тенденция в товарообороте в рамках таможенного союза. Так, если в 2010-2011 годах импорт со странами ТС вырос на 14-41%, а экспорт – на 4-7%, то в 2012 году импорт вырос всего на 2,5%, а экспорт вырос на 25,8%. При этом за 7 месяцев 2013 года импорт вырос всего на 2%, а экспорт вырос на 72%.

Комплекс предлагаемых минсельхозом мер главной целью ставит снижение себестоимости производства и повышение конкурентоспособности производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках. При этом, по мнению Мамытбекова, «государство должно всего лишь создать условия для развития перерабатывающих производств, то есть надо поднять их на такой уровень, чтобы в дальнейшем и без поддержки государства это были самодостаточные и конкурентоспособные предприятия».

Однако поддерживать всех подряд минсельхоз не намерен. Предлагается определить ряд приоритетов по таким критериям, как наличие перспектив развития на внутреннем рынке, перспективность на внешних рынках, и наличие дешевого и качественного сырья для переработки.

По оценкам министерства, сегодня таких приоритетных направлений семь: переработка молока (производство сливочного масла, сыров, сухого молока); переработка мяса (производство колбасных изделий, мясных и мясорастительных консервов); производство масложировых продуктов (маргарин и растительное масло); производство макаронных изделий, круп; переработка плодов и овощей; производство сахара; переработка шкур сельхозживотных.

На примере переработки молока министр пояснил, что, согласно статистике за 2012 год, в стране было произведено 4,8 млн. тонн молока, из которых 85% произведено в личных подсобных хозяйствах. При этом доля переработки от общего объема производства составляет 35 % или 1,68 млн.тонн. Объем экспорта составляет 22 тыс. тонн, а объем импорта – 903 тыс. тонн, внутреннее потребление — 2,5 млн. тонн.

Доля отечественного производства во внутреннем потреблении составляет 65 %, а остальные 35 % импортируются. Эти данные, по мнению минсельхоза, свидетельствуют о значительных перспективах увеличения производства и вытеснения импорта.

Однако для выполнения этой задачи требуется решить ряд проблем. Это - низкое качество молока-сырья и его высокая стоимость, значительный износ оборудования на перерабатывающих предприятиях, нехватка оборотных средств.

Проблему низкого качества молока предлагается решить путем оказания господдержки (инвестсубсидии и субсидирование ставки вознаграждения) для организации 212 пунктов приема молока до 2020 года. По оценке министерства, проектная стоимость одного пункта приема молока составляет 10,2 млн. тенге, включая затраты на строительство модульного пункта из сэндвич-панелей, закупку оборудования (танкер, насос, анализатор), а также молоковоза объемом 4 тонны.

«Размер инвестиционной субсидии составит 30%. При этом оставшаяся сумма может быть получена в кредит, ставка по которому также подлежит субсидированию в размере 7%. Созданный пункт приема молока будет рассчитан на сбор молока не только в том селе, в котором он будет располагаться, но и в близлежащих селах в радиусе 50-100 км. Мощность такого пункта составит 750 тонн молока в год», - уточнил министр.

Кроме того, до 2020 года планируется строительство 2 000 мини-молочно-товарных ферм, которые будут содержать 187 тысяч дойных голов и производить 689 тыс.тонн молока к 2020 году.

Решение же проблем изношенного оборудования, а также нехватки оборотных средств у перерабатывающих предприятий будет решаться путем инвестсубсидирования модернизации оборудования в размере 30% от вложенных инвестиций, субсидирования ставки вознаграждения по лизингу оборудования, полученному на модернизацию предприятия, а также по кредитам, полученным на пополнение оборотных средств, в размере 7%.

Весьма существенной проблемой, мешающей, по мнению минсельхоза, наладить сбыт продукции, является налоговая составляющая. «Есть такая проблема – сдатчики сырья не являются плательщиками НДС, а переработчики являются плательщиками этого налога, в результате налог, который должен начисляться на добавленную стоимость, для переработчиков становится налогом со всего оборота, - пояснил министр. - В этой связи нужно либо освободить посредников, которые занимаются закупом сырья, от уплаты НДС, либо в целом снизить ставку НДС по отрасли».

Минсельхоз в связи с этим предложил министерству финансов и министерству экономики и бюджетного планирования «рассмотреть этот вопрос и найти решение».

Подобные планы и предложения минсельхоз разработал по каждому приоритетному направлению. Результатом должно стать увеличение переработки молока на 1,3 млн. тонн к 2020 году, объема перерабатываемого мяса на 139 тыс. тонн (с 263,5 тыс. тонн до 402 тыс. тонн), объема производства плодоовощных консервов на 47,8 тыс. тонн (с 16,5 тыс. тонн до 64,3 тыс. тонн), объема производства растительного масла на 98,3 тыс. тонн (с 289,3 тыс. тонн до 387,6 тыс. тонн), маргарина на 8 тыс. тонн (с 52,4 тыс. тонн до 60,0 тыс. тонн), производства сахара из отечественной сахарной свеклы на 61 тыс. тонн (с 17 тыс. тонн до 78 тыс. тонн), объема переработки шкур на 14,6 тыс. тонн (с 3,8 тыс. тонн до 18,4 тыс. тонн).

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики