О чем плачут производители казахстанской сантехники

Айя Кайсар, Астана, Vласть

Накануне казахстанские застройщики и производители стройматериалов сели за стол переговоров. На конгрессе строительной отрасли они дискутировали о цене и качестве отечественного продукта и попытались выяснить, почему он остается невостребованным на казахстанском рынке строительства. 

Модератором выступил вице-министр по инвестициям и развитию Альберт Рау, сразу задав тон встрече.

"Впервые за долгие годы за один стол сели производители стройматериалов и застройщики", - подчеркнул он с улыбкой, как бы предвкушая предстоящие дебаты.

"Предлагается такая командная игра как в баскетболе или в футболе: отсюда - выступление, отсюда - ответ. Если нет ответа - следующий", - сказал вице-министр, показывая на застройщиков и производителей, которые сидели за круглым столом друг напротив друга.

Мяч в игру вбросил директор по маркетингу ТОО "Knauf Kazakhstan" Дмитри Пропп и сразу стал атаковать: "Если мы говорим о гипсокартонных плитах, то в лучшем случае нашей продукцией делают верхний слой, а первый слой выставляется из продукции другого производителя", - озвучил он свою обиду.

При этом производитель отметил, что ТОО ежедневно пытается снизить себестоимость продукции, но качество требует затрат.

Ему ответил глава компании "Базис-А" Александр Белович.

"Правильно вы говорите, мы берем в двухслойной стене первый слой подешевле, а второй слой уже высокого качества. Так и должно быть. Мы не можем брать первым слоем (казахстанский гипсокартон - V), который мы закрываем хорошим, это необязательно делать. Вы посмотрите, может быть вы расширите свою товарную позицию, чтобы на первый слой у вас был более дешевый продукт", - честно сказал он.

Однако Пропп с ним не согласился, аргументируя свой ответ опять же качеством и безопасностью своей продукции.

"Есть техусловия и есть ГОСТ. Мы делаем продукцию по ГОСТу", - сказал он, отпассовав мяч своему коллеге - коммерческому директору ТОО "KSP Steel" Эдуарду Креймеру.

Креймер на его фоне начал свое выступление очень эмоционально:

"Вот эти заявления о себестоимости и качестве, я считаю, в настоящее время являются демагогическими! Мы все знаем, в каких условиях находятся товаропроизводители Казахстана - в условиях постоянного традиционного демпинга со стороны крупных производителей. То есть масштабы производства позволяют им демпинговать. И второе, вот эта демпинговая политика наших конкурентов из-за рубежа сейчас усилена серьезными девальвационными процессами у соседей. Поэтому сейчас ссылаться на это нельзя", - заявил он.

"В отношении качества: нет у нас сейчас четкого критерия качества и существует произвол потребителей в отношении оценки качества. Производители являются абсолютно беззащитными. Мы должны методами техрегулирования ввести в Казахстане собственную систему стандартов, собственную монограмму на все строительные продукты, в том числе и на арматуру. Мы должны создать собственные лаборатории, тогда все производители-поставщики продукции, желающие работать на рынке Казахстана, должны будут пройти эту сертификацию, и тогда не будет демагогических утверждений со стороны потребителей о плохом качестве казахстанского товара", - сказал он.

Вообще почти все участники дискуссии с самого начала втянулись в предложенную Рау игру, так, что самому инициатору приходилось останавливать некоторых присутствующих, которые слишком долго выступали. Здесь модератор действовал грамотно - он переводил спичи оппонентов в нужное русло и требовал от них конкретики. Так, ему все время приходилось перебивать генерального директора ТОО "Сантехпром" Владимира Крючкова.

Производитель начал издалека и решил обратиться к нравственной, патриотической стороне вопроса. "Мы забываем о самом главном, об идее, о которой говорит президент, то есть инвестировать деньги в строительство. Там заложено самое главное зерно - поддержать отечественного производителя. О чем это говорит? О том, что деньги останутся внутри Казахстана. Они не уедут в Китай, Турцию или другие страны", - обратился он к застройщикам.

"Мы осваиваем рынки от Калининграда до Дальнего Востока, но в то же время в Казахстане себя находим не везде. В этом году заключен договор с "Базис-А", а другие компании пока с нами ведут диалог. На внутреннем рынке есть россияне, Китай, Турция. Их очень много. Мы, например, сидим здесь в этом здании, здесь заложены такие же радиаторы отопления импортного отопления, но наши лучше качеством. И таких примеров масса. Я иногда в новые современные здания захожу и у меня на глазах слезы!" - произнес Крючков, нервно теребя в руках ручку.

"По ваннам и раковинам ситуация пополам. 50% рынка занимаем мы и 50% - импорт. Если говорить о ценах, то мы конкурентоспособны абсолютно. Мы покупаем казахстанскую сталь, глубоко оставляем деньги в стране. Казахстан настроен на экспорт, но, если проводить параллель со спортом, то как мы сегодня можем ехать в другие страны? Сначала здесь надо медали завоевать, мышцы нарастить, а потом уже двигаться дальше. У нас есть такие возможности", - констатировал производитель.

Тут выяснилось самое интересное. Внимательно слушавший Крючкова Белович обратился к нему с чистосердечным признанием.

"Владимир Алексеевич, слабая маркетинговая политика, я не знал, клянусь вам, что вы выпускаете ванны стальные. Я не знал! Здесь надо посмотреть, как информировать нас всех, давайте семинары какие-то проводить, приглашайте нас...", - добавил он.

В какой-то момент вице-министр все-таки остановил дискуссию. "Я предлагаю немножко охладиться, собраться с мыслями", - сказал он, улыбаясь.

Участники дискуссии нехотя встали из-за стола, но выходить в холл, где для них накрыли столы с ароматным кофе и традиционным "форумным" печеньем, не торопились.

Бизнесмены подходили друг к другу, о чем-то увлеченно беседовали. Наверное, обменивались мыслями об улучшении маркетинговой стратегии.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые