S&P подтвердило долгосрочные кредитные рейтинги Казахстана на уровне «BBB» с негативным прогнозом

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Рейтинговое агентство Standard & Poor’s подтвердило долгосрочные кредитные рейтинги Казахстана на уровне «BBB» с негативным прогнозом. В S&P ожидают снижения темпов роста ВВП с 6% (в среднем) в 2010-2014 годы до 2,8% в 2015-2018 годы, дефицита счета текущих операций и увеличения проблемных кредитов, сообщает в среду пресс-служба агентства.

Рейтинг по национальной шкале сложился на уровне «kzAA+».

Позитивное влияние на рейтинги Казахстана по-прежнему оказывает позиция правительства страны как нетто-кредитора, обусловленная многолетним профицитом бюджета и внешнеэкономических показателей.

Уровень рейтингов по-прежнему сдерживается ограниченной, по мнению агентства, эффективностью институциональной системы и управления, что обусловлено высокой степенью централизации политических процессов, умеренными темпами развития экономики, ограниченной гибкостью денежно-кредитной политики и высокой зависимостью экономики от нефтегазового сектора.

Агентство напомнило, что 20 августа правительство страны объявило о переходе к политике инфляционного таргетирования и плавающего курса тенге. «Несмотря на то, что НБРК планировал переход к инфляционному таргетированию уже некоторое время, изменение политики произошло довольно неожиданно, учитывая тот факт, что незадолго до этого банк заявлял о планах гораздо более плавного перехода», - отметили в S&P.

Аналитики также подчеркивают, что перед выполнением этой меры необходимо было изучить практическую возможность и способность Нацбанка следовать новой политике.

По мнению агентства, результативность денежно-кредитной политики Казахстана в последнее время была относительно невысокой, что может затруднить быстрый переход к политике таргетирования инфляции. Дополнительно ситуацию будет усложнять возрастающая степень долларизации финансовой системы – ранее доля валютных депозитов в стране составляла лишь 50%, а нынешняя ситуация только увеличит степень долларизации сбережений.

Также в агентстве ожидают увеличения проблемных кредитов во втором полугодии 2015 и в 2016 году: «Этот рост будет обусловлен экономическим спадом, девальвацией тенге (учитывая тот факт, что 23% кредитов номинированы в иностранной валюте) и наступлением сроков погашения кредитов, выданных банками в период агрессивного роста в последние четыре года».

В числе других серьезных рисков для банковской системы по-прежнему остаются ограниченная ликвидность в тенге и значительное несоответствие между валютными активами и обязательствами, особенно в розничном секторе. «Мы не ожидаем, что ситуация значительно улучшится в ближайшие 12 месяцев. По нашему мнению, это обусловит для НБРК необходимость принятия крайне трудных решений, особенно учитывая ожидаемый всплеск инфляции», - поясняют в S&P.

Среднесрочные перспективы роста экономики Казахстана, по мнению агентства, остаются ограниченными вследствие слабого внешнего спроса, а также низких и все более волатильных цен на нефть. Поскольку экономика страны в высокой степени зависит от нефтяного сектора, на долю которого приходится 20% ВВП (оценка), 50% доходов бюджета и 60% экспорта, в S&P ожидают снижения темпов роста ВВП с 6% (в среднем) в 2010-2014 годы до 2,8% в 2015-2018 годы.

«В рамках нашего сценария мы предполагаем, что вклад чистого экспорта в рост ВВП будет ограниченным поскольку, по нашим оценкам, рост нефтедобычи оставался практически нулевым – до тех пор, пока крупное Кашаганское месторождение не будет введено в эксплуатацию на полную мощность. По нашим оценкам, это произойдет не ранее 2018 года», - утверждают в S&P. Прогноз агентства также опирается на еще меньший объем экспорта других сырьевых товаров и снижение потребительского спроса, вызванного девальвацией тенге и сокращением объемов потребительского кредитования.

Учитывая снижение цен на нефть и проводимую стимулирующую программу, агентство полагает, что в 2015-2016 годах бюджет правительства Казахстана будет исполняться с дефицитом (на консолидированной основе с учетом средств Национального фонда).

«На наш взгляд, правительство по-прежнему располагает возможностями и демонстрирует готовность оптимизировать бюджетные расходы в среднесрочной перспективе (после завершения стимулирующей программы), и мы полагаем, что с 2017 года бюджет расширенного правительства вновь будет исполняться с профицитом», - тем не менее отмечают в агентстве.

Помимо этого, правительство подготовило ряд предложений по повышению собираемости налогов, в том числе в части поступлений от налога на добавленную стоимость. Несмотря на то, что эти меры только предстоит реализовать, росту доходов, по прогнозу агентства, будет способствовать снижение обменного курса тенге и – в долгосрочной перспективе – ожидаемое
восстановление цен на нефть.

«По нашим прогнозам, благодаря ожидаемому восстановлению бюджетных показателей уровень долга расширенного правительства по-прежнему будет составлять менее 25% ВВП, что мы считаем невысоким показателем», - заметили в S&P.

Аналитики агентства ожидают, что в 2015-2016 годах дефицит консолидированного бюджета расширенного правительства, скорее всего, будет финансироваться за счет заимствований на внутреннем рынке капитала, а также средств международных организаций: «Насколько мы
понимаем, внутренние займы могут быть частично использованы для докапитализации банковской системы страны в случае необходимости. Правительство Казахстана сохраняет сильные позиции на международных рынках капитала, о чем свидетельствует успешное размещение выпуска еврооблигаций объемом 4 млрд долларов в июле 2015 года».

Также в агентстве ожидают небольшого дефицита счета текущих операций (СТО) – в среднем около 2,5-3% ВВП в 2015-2017 годов. Однако, ожидаемое агентством постепенное восстановление цен на нефть наряду с увеличением гибкости обменного курса может обусловить восстановление профицита СТО уже к 2018 года. При этом, несмотря на ослабление показателей СТО, в агентстве прогнозируют лишь незначительного сокращения международных резервов Казахстана, поскольку их уровень будет поддерживаться поступлениями по финансовому счету: притоком прямых иностранных инвестиций (в среднем 3% ВВП в 2015-2018 годы) и ожидаемой репатриацией активов Нацфонда (в рамках стимулирующих мер правительства).

Прогноз «негативный» по долгосрочным суверенным рейтингам Республики Казахстан отражает мнение агентства о значительных рисках, которым подвергаются бюджетные, внешнеэкономические и монетарные показатели страны: «Мы можем понизить долгосрочные кредитные рейтинги Казахстана, если в ближайшие два года внешнеэкономическая и фискальная позиции страны ухудшатся в большей степени, чем мы сейчас ожидаем. Рейтинги также могут оказаться под давлением, если мы придем к выводу о том, что Нацбанка отступил от политики гибкого обменного курса и таргетирования инфляции».

Фото www.bik.gov.tr

Редактор Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики