Казахстан может занять свою нишу на китайском рынке молочной продукции – аналитики

Ирина Севостьянова, Утрехт, Нидерланды, Vласть

Фото Владимира Третьякова

Перед казахстанскими производителями молочной продукции в ближайшие годы могут открыться новые внешние рынки. По прогнозам аналитиков Rabobank (Нидерланды, специализируется на аграрном секторе и перерабатывающей промышленности, представительства в 30 странах мира), к 2020 году ситуация с потреблением молока и молочной продукции в мире кардинально изменится.

В настоящее время, после отмены квот на производство молока в странах Евросоюза в 2015 году, на рынке наблюдается переизбыток. Уже во второй половине 2016 года ожидается снижение объемов производства – адекватно уровню спроса. Например, только запасы обезжиренного молочного порошка в Европе на данный момент составляют 250 тысяч тонн (эквивалентно 2,5 млн тонн сырого молока). Аналогичная ситуация складывается и в США. Такой запас оказывает определенное давление на рынок и, согласно существующим правилам, Евросоюз выкупит у производителей этот запас сухого молока с последующей его реализацией при восстановлении ситуации на рынке.

Однако в среднесрочном периоде прогноз более впечатляющий. Так, начиная с 2020 года эксперты ожидают значительный рост спроса на молочную продукцию в таких странах как Восточная Африка, Китай, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, причем тенденция роста спроса будет устойчивой. «Удовлетворить этот спрос смогут лишь те страны, в которых уже налажены крупные объемы производства, которые могут производить необходимые объемы по конкурентоспособной цене», - считает аналитик Rabobank Мэтт Джонсон. Увеличение спроса ожидается минимум на 20 млн тонн.

При этом эксперты акцентируют внимание на том, что на рынке потребление сдвигается в сторону натуральной экологически чистой продукции. Несмотря на то, что натуральные молоко, сметана, кефир и йогурты дороже, именно их все чаще выбирает среднестатистический мировой покупатель. А потому будущее именно за такой натуральной продукцией. Например, только общий объем рынка детского питания, по прогнозам, к 2020 году будет составлять порядка 180 млн евро, что в два раза больше, чем сейчас.

Казахстанские производители молочной продукции имеют все шансы занять свои ниши на этом рынке. И в первую очередь, на рынках Китая и Юго-Восточной Азии, где у Казахстана есть явные географические преимущества.

По данным статистики, в 2015 году производство коровьего молока в республике увеличилось. Если в 2014 году в Казахстане было произведено 5020,4 тыс. тонн молока, то в 2015 году - 5141,2 тыс. тонн, рост составил 2,4%. А вот в структуре перерабатывающего сегмента агропромышленного сектора на долю молочной продукции приходится только 17%.

Несмотря на тенденцию роста, в производстве молочной продукции есть еще немало проблем. По-прежнему остается высокой доля «давальческого» сырья – молока, закупаемого у частных подсобных хозяйств (свыше 80); низкие надои - в среднем казахстанская корова дает 3-3,5 тонны молока в год, тогда как в странах – крупнейших производителей молочной продукции этот показатель составляет больше 10 тонн.

Что касается насыщения внутреннего рынка собственной продукцией, то по итогам 2015 года доля обработанного молока казахстанского производства на внутреннем рынке составила 92%, кисломолочной продукции – 87%, сливочного масла – 78%, сыров и творога – 61%.

Шеф бюро Vласти в Астане

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики