Замены внешнего туризма локальным после девальвации не произошло – Chocotravel

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Фото Искандера Салиходжаева

Экономический кризис не способствовал развитию локального туризма, тем не менее, ситуация на рынке авиабилетов может стабилизироваться к осени. В прошлом году, по данным Глобальных систем бронирования, спад на нем составил 8%. Основная причина была связана с 70% ростом стоимости билетов, который вызвала девальвация, рассказал на пресс-конференции в среду директор холдинга Chocofamily Рамиль Мухоряпов.

«Согласно данным глобальных систем бронирования, через которые проходят все продажи, рынок в 2015 году упал на 8% относительно 2014 года. В 2016 году тенденция сохраняется – падение за первые шесть месяцев составило 8%», - рассказал в начале пресс-конференции директор компании Chocotravel Николай Мазенцев.

По его словам, это связано с почти двукратным ростом среднего чека на покупку авиабилетов у населения. В 2015 году казахстанцы в среднем платили 127 595 тенге за международный перелет, а в первом полугодии 2016 – 215 464 тенге. Причина удорожания связана с изменением курса валют. Билеты за границу подорожали в среднем на 70%, однако уровень девальвации составил 85%.

«На самом деле, авиакомпании сделали все, чтобы не сильно поднять стоимость билетов. Они пошли в ущерб своей маржи, чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке», - пояснил Vласти Мухоряпов.

По данным Chocofamily, структура потребительского спроса за последний год серьезно изменилась. Люди сокращают посещение зарубежных направлений, либо летают внутри страны. В 2014 году 78% проданных билетов приходилось на заграницу, а в 2016 году их удельный вес снизился до 64%. «Но когда мы говорим о внутренних перелетах, это в основном вынужденные перелеты – посещение родственников, командировки и так далее. Как таковой замены зарубежного туризма локальным не происходит», - пояснил Мухоряпов.

Исключая популярные направления – Москву, Санкт-Петербург и Стамбул, пятерка наиболее посещаемых стран за последние полгода также существенно изменилась. Наиболее востребованными направлениями стали Грузия (Тбилиси), Объединенные арабские эмираты (Дубаи), Чехия (Прага), Узбекистан (Ташкент) и Украина (Киев). В 2014 году среди популярных направлений были Китай (Урумчи), Украина (Киев), Чехия (Прага), Таиланд (Бангкок) и Франция (Париж).

По мнению Мухоряпова, чтобы увидеть более точную динамику этого года необходимо дождаться итогов сентября и октября: «Когда произошла девальвация, многие стали отменять поездки. Люди были излишне пессимистичны, но после, по нашим оценкам, этот фактор был отчасти отыгран. Где-то людям индексировали зарплаты, где-то они приспособились и поняли на чем стоит экономить. В целом, население не очень хочет отказывать себе в отпуске, многие отказываются от лишних посещений ресторанов, но копит на отдых. Поэтому, мы думаем, что ситуация может стабилизироваться уже осенью».

По его мнению, факторы, сдерживающие рост рынка, при сохранении текущих параметров, уже не являются критическими.

«Снижение реальных доходов уже произошло, в текущее снижение рынка оно уже заложено. Если курс дальше не будет падать, я думаю, что ситуация постепенно может начать выправляться. Рост онлайн рынка авиабилетов в 5-7% в этом году действительно может продолжиться. Однако девальвация продолжает оставаться единственным риском для рынка», - отметил он.

Как отметил Мезенцев, несмотря на общее падение рынка авиабилетов, онлайн направление продажи авиабилетов продолжает расти. За прошлый год его доля увеличилась с 3% до 8% от общего объема продаж. В этом году она может дорасти до 8%, а к 2019 году составить уже 50%. Он подчеркнул, что увеличение онлайн продаж уже позволяет клиентам ощутимо экономить на покупке билетов за счет отмены сборов и других комиссий. Во многом за счет этого фактора рынок и продолжит расти.

Свежее из этой рубрики