Во вторник в мажилисе презентовали поправки в законодательство по вопросам местного самоуправления. Новые нормы законопроекта подразумевают создание четвертого, самостоятельного бюджета и коммунальной собственности таких органов в управлении бюджетным процессом и коммунальной собственностью.
Как сообщил депутатам министр национальной экономики Куандык Бишимбаев, бюджетная система страны состоит из трех уровней. На данный момент на уровне городов районного значения, сел, поселков, сельских округов в настоящее время самостоятельного бюджета нет. И под эту категорию подпадают около 2,5 тысяч административных единиц. С принятием закона они получат самостоятельный бюджет.
«Бюджет органов местного самоуправления (МСУ) на уровне города районного значения, села, поселка, сельского округа внедряется как 4-й уровень государственного бюджета с 2018 года в административных территориальных единицах с численностью населения свыше 2000 человек, а с 2020 года – повсеместно», - отметил глава миннацэкономики.
Доходными источниками бюджета станут налоговые поступления (индивидуальный подоходный налог с доходов, не облагаемых у источников выплаты; налог на имущество физических лиц; налог на транспорт с физических и юридических лиц; земельный налог с физических и юридических лиц на земли населенных пунктов и плата за размещение наружной (визуальной) рекламы в полосе отвода автомобильных дорог проходящих через территории городов районного значения, сел, поселков, сельских округов. А также – из неналоговых поступлений, в которые войдут доходы от имущественного найма (аренды) государственного имущества; добровольные сборы физических и юридических лиц; штрафы, взимаемые акимами за административные правонарушения, предусмотренные Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»; доходы от продажи коммунальной собственности и трансферты из районного бюджета.
«Бюджет местных органов самоуправления будет утверждаться маслихатом района после его обсуждения на собрании местного сообщества, а исполнение бюджета МСУ возлагается на аппарат акима села. Таким образом, предусмотрены механизмы, позволяющие планировать расходы бюджета с учетом интересов местного сообщества», - подчеркнул Бишимбаев.
При этом, данные средства могут быть направлены на уровне действующих в бюджетном кодексе 19-ти направлений расходов акима села. В них входит дошкольное воспитание и обучение; благоустройство и озеленение населенных пунктов; строительство, реконструкция, ремонт и содержание автодорог, организация водоснабжения населенных пунктов и другие.
«Внедрение самостоятельного бюджета местных органов самоуправления также вызывает потребность образования института «коммунальной собственности МСУ», которого сегодня нет, - также сообщил министр, отметив, что «вся коммунальная собственность на территории села входит в состав коммунальной собственности района и управляется акиматом района».
В этой связи, по его словам, законопроектом вносятся нормы в Гражданский кодекс и в закон «О государственном имуществе», определяющие понятие коммунальной собственности органов местного самоуправления, порядок формирования и управления данной собственностью. Их имущество будет состоять из имущества местной казны (средства бюджета МСУ, иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами) и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами. Порядок формирования и управления коммунальным имуществом МСУ будет осуществляться по аналогии с коммунальным имуществом района. При этом, управление коммунальной собственностью МСУ возлагается на аппарат акима села по согласованию с собранием местного сообщества.
Бишимбаев напомнил, что в целом, в рамках концепции по развитию местного самоуправления, реализация которой запланирована до 2020 года уже принят отдельный закон, где закреплены нормы, определяющие полномочия таких органов, деятельность схода и собраний местного сообщества, порядок проведения выборов акимов городов районного значения, сел. поселков и сельских округов и расширение их полномочий. Кроме того, для расширения финансовой самостоятельности органов МСУ в решении вопросов местного значения, акимы сел наделены правом формирования доходных источников МСУ и открытия контрольных счетов наличности (КСН).
«За 8 месяцев 2016 года на КСН МСУ поступили средства в сумме 7,3 млрд. тенге, в том числе по 6-ти видам налогов поступления - 7 млрд, тенге при годовом прогнозе около 26,0 млрд, тенге. Основной приток поступления налогов ожидается во втором полугодии в соответствии с установленными сроками оплаты передаваемых в органы МСУ налогов. За это время для решения вопросов местного сообщества израсходовано порядка 4,3 млрд, тенге», - проинформировал министр.
Министр уверен, что принятие нового законопроекта позволит обеспечить расширение финансовой и экономической самостоятельности органов местного самоуправления в решении актуальных вопросов местного значения. А также расширит возможности граждан участвовать в процессе принятия решений через развитие местного самоуправления.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.