Министерство культуры и спорта намерено ввести в Казахстане систему ранжирования видов спорта или «объективность финансирования». Соответствующие поправки в законодательство презентовали в четверг в мажилисе. Согласно новым нормам, львиная часть бюджета будет направлена на развитие массового спорта, федерации будут получать финансирование «по заслугам», в национальный олимпийский комитет получит доступ к государственным закупкам.
«На сегодня действующий порядок распределения финансирования по видам спорта характеризуется низким уровнем эффективности и объективности. Неравномерно, не сбалансировано распределяются бюджетные средства, выделяемые на развитие спорта и физкультуры на местах. Все еще не сформированы необходимые условия для комплексного развития спорта и физкультуры. Ограничен доступ и развитие спортивной инфраструктуры, что в свою очередь снижает конкурентоспособность нашего казахстанского спорта на мировой арене», - перечислил имеющиеся проблемы вице-министр культуры и спорта Сакен Мусайбеков.
Основной целью вносимых поправок совершенствование действующей системы финансирования, физкультуры и спорта, повышения прозрачности и объективности системы финансирования»,
«Финансирование спорта в регионах республики, в основном, направлены на развитие игровых видов спорта. Основной приоритет составляют клубы по игровым видам спорта, таким как футбол хоккей, волейбол», -отметил он.
Как показывает практика распределения финансирования в 2015 году, в целом областные бюджеты на финансирование спорта составляют 60-80 млрд тенге. Однако, почти одна четверть, а это порядка 17 млрд тенге, было распределена в пользу футбола, в пользу игровых видов спорта.
«При этом необходимо учитывать, что в течении года бюджет футбола, игровых видов спорта, то увеличивается, то сокращается, не предусматривая интересы других видов спорта», - подчеркнул вице-министр.
«Анализ структуры бюджета в размере областей показывает, что на метах доля финансирования игровых видов спорта превышает республиканское значение на 25%. Наиболее показательное мы можем вам сказать про несколько областей. Так, допустим, на игровые виды спорта в Актюбинской области уходило в 2015 г. порядка 46% от областного бюджета, в Алматинской - 45%, в Атырау - 40%, в Кустанае - 34%, в ЮКО - 33%, в Жамбылской, Акмолинской областях - порядка 30%. По оставшимся областям расходы также значительно и зачастую превышают 20% от общего бюджета, направленного на развитие и поддержку физкультуры и спорта области. Минимальные значения по финансированию футбола за счет бюджетных средств установлены в городе Алматы и Астана в пределах 2%, что обусловлено наличием генеральных спонсоров, обеспечивающих нормальное финансирование и содержание», - привел примеры Мусайбеков.
В этой связи, для сбалансированного распределения бюджетных средств по видам спорта законопроектом предлагается ввести систему ранжирования видов спорта. То есть, при определении бюджета будут учитываться критерии ранжирования видов спорта. К основным критериям будут отнесены спортивные достижения на международных соревнованиях, национально-культурная традиционность видов спорта, наличие кадрового потенциала, наличие материально-технической базы, соотношение особенностей видов спорта к климатическим условиям региона. Законопроектом предлагается наделить правом получения и участием в государственном задании Национальный олимпийский комитет, расширить основные понятия в области физкультуры и спорта. Кроме того, дополнить задачами государственной политики в области физкультуры и спорта, а именно развитие не только национальных, технических и прикладных видов спорта, но и олимпийских, параолимпийских и неолимпийских видов спорта.
«Компетенция местного уполномоченного органа дополнена следующими функциями: совместно с аккредитованными республиканскими федерациями и местными исполнительными органами проведение республиканских и международных соревнований по видам спорта, в том числе национальным, техническим и прикладным видам спорта, массовому спорту, а также спортсменов-ветеранов. Разработка и утверждение по согласованию уполномоченного органа по бюджетному планированию натуральных норм обеспечения спортсменов, тренеров и специалистов в области физкультуры и спорта, военнослужащих всех категорий и сотрудников правоохранительных и специальных госорганов в период подготовки и участия в спортивных мероприятиях, проводимых как на территории РК, так и за ее пределами. Также наделяется назначение и освобождение от должности главных тренеров сборных команд РК по видам спорта и гостренеров по предоставлению республиканских аккредитованных спортивных федераций по олимпийским видам спорта по согласованию с НОКом, также по паралимпийским видам спорта по согласованию паралимпийским НОКом. Согласование положения регламентов международных и республиканских спортивных соревнований, разработка и утверждение перечня приоритетных видов спорта РК, разработка и утверждение правил ранжирования видов спорта в РК, согласование местными исполнительными органами регионального перечня приоритетных видов спорта РК», - объяснил вице-министр.
Более того, новыми нормами дополнены компетенции местных исполнительных органов такими функциями, как участие в проведении республиканских и международных соревнований по видам спорта, в том числе национальным, техническим и прикладным видам, по массовому спорту, а также спортсменов-ветеранов. Обеспечение развития не только массового и национального вида спорта, но и спорта среди инвалидов на территории административной территориальной единицы. Они также будут заниматься разработкой и утверждением размера выплат ежемесячного денежного содержания спортсменов, входящих в команды Казахстана по видам спорта, их тренерам, а также спортсменам, выступающим в составе национальных команд по игровым видам спорта, их тренерам и руководителям клубных команд.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.