За регулятором остается «эксклюзивное» право управлять тремя категориями пенсионных активов
  • 2646
Нацбанк представил концепцию законопроекта о реформировании системы управления пенсионными активами
фото жанары каримовой

Национальный банк Казахстана опубликовал на своем сайте концепцию законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения и финансового рынка», который направлен на реформирование системы управления пенсионными активами в стране. По мнению регулятора, «действующая модель управления пенсионными активами имеет ряд недостатков».

Проект закона разработан во исполнение поручения главы государства касательно передачи пенсионных активов под управление частных казахстанских или иностранных компаний, данного в Послании народу Казахстана от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие». Нацбанком был изучен опыт реформирования пенсионных систем разных стран, в том числе положительный опыт Норвегии, Швеции и Сингапура. Как отмечает регулятор, «в настоящее время вопрос реформирования системы управления пенсионными активами получил широкое одобрение как на уровне бизнес-сообщества, так и среди экономического блока правительства и широкой общественности».

«Действующая модель управления пенсионными активами имеет ряд недостатков, выраженных, прежде всего, в замене обязательств ранее функционировавших частных накопительных пенсионных фондов по обеспечению минимального уровня доходности пенсионных активов на обязательства государства, отсутствии конкурентного рынка по управлению пенсионными активами в интересах вкладчиков и права выбора у вкладчиков управляющей компании, соответственно, отсутствии вовлеченности населения в процесс повышения эффективности инвестирования их пенсионных сбережений», - указывается в концепции.

В Нацбанке отмечают, что «природа накопительных пенсионных систем эволюционирует», «возрастает значимость накопительных пенсионных систем, построенных на принципах «defined contribution» (DC), в которых пенсионные выплаты напрямую зависят от индивидуальных пенсионных накоплений». В таких системах основные риски (инвестиционный риск и риск пережития) возлагаются на вкладчиков, поэтому «вкладчик активнее вовлекается в процесс управления своими накоплениями». Пенсионные систем DC считаются наиболее финансово устойчивыми моделями накопительных пенсионных систем.

«На основании изложенного предлагается предоставление вкладчику права выбора инвестиционной стратегии и частной управляющей компании для передачи ей своих пенсионных накоплений в инвестиционное управление. Такой подход полностью соответствует международной практике, а также позволит вкладчикам реализовать свое право на выбор наиболее эффективных инвестиционных стратегий, сформировать институциональную конкурентную среду на рынке услуг управляющих пенсионными активами и поэтапно отойти от монополии государства в управлении частными накоплениями граждан. Международный опыт также свидетельствует о том, что в странах с пенсионными системами DC, к которым также относится и Казахстан, выбор управляющего пенсионными активами осуществляет собственник пенсионных накоплений, которым является вкладчик, а не государство», - указывается в документе.

При этом Нацбанк останется в качестве одного из управляющих пенсионными активами «по умолчанию» в отношении вкладчиков, неопределившихся в выборе управляющей компании, а также за регулятором остается «эксклюзивное» право управлять пенсионными активами, сформированными за счет обязательных профессиональных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя и обязательных пенсионных взносов лиц, достигших пенсионного возраста.

«Одновременно в связи с передачей пенсионных активов в частные компании по выбору вкладчиков, также требуется совершенствование законодательства в области регулирования других финансовых организаций, которые осуществляют взаимодействие с ЕНПФ», - отмечает Нацбанк.

В целом документом предлагается внести поправки в Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Налоговый кодекс, а также в 9 законов.

«Эффект данного проекта закона в случае его принятия проявится в форме положительных правовых, социальных и экономических последствий в виде совершенствования законодательства Республики Казахстан в области пенсионного обеспечения, дальнейшего развития и улучшения системы управления пенсионными активами и рынка ценных бумаг, укрепления доверия населения к пенсионной системе Республики Казахстан», - отмечается в концепции.

При этом подчеркивается, что «принятие данного проекта закона не повлечет затрат из государственного бюджета».

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики