Бизнес-сообщество и государственные органы пытаются найти компромисс во взглядах на то, каким должно быть арбитражное разбирательство и кто может пользоваться этим институтом.
Новый закон "Об арбитраже" может быть принят уже в первом полугодии текущего года. По крайней мере, на это очень рассчитывают в министерстве юстиции. Выступая на международной конференции "Актуальные направления развития международного арбитража" вице-министр юстиции Зауреш Баймолдина заявила: "Мы надеемся на то что этот законопроект, который сейчас мы уже внесли в правительство, до 1 апреля будет внесен в парламент страны, и будет до конца этой сессии парламента принят".
В Минюсте считают, что уже сейчас в законопроекте максимально учтены интересы всех сторон. Так, предложено отнести к подсудности арбитража как единого института все имущественные споры, за исключением споров, по которым затрагиваются интересы несовершеннолетних лиц, лиц, признанных в порядке, установленном законом, недееспособными, ограниченно дееспособными, а также споров, возникающих из личных не имущественных отношений, не связанных с имущественными.
"Мы указали одинаковую подведомственность, как для ныне действующих, скажем, третейских судов, так и международных коммерческих арбитражей, поскольку будет единый арбитраж.
То есть, мы предполагали исключить действующие на данный момент нормы о запрете рассмотрения споров, которыми затрагиваются интересы государства, госпредприятий ,естественных монополистов, доминантов, а также споров по делам о банкротстве и реабилитации. Сейчас такие ограничения в компетенции третейских судов у нас имеются, - рассказала Баймолдина. - Но в процессе согласования данного законопроекта, буквально вчера, обсуждая с Генпрокуратурой разногласия, мы нашли компромиссный вариант в этом вопросе и установили что для национальных, то есть внутренних арбитражей, споры с участием госпредприятий, квазигосударственного сектора будут передаваться при согласии уполномоченного в отношении них госоргана. Порядок дачи такого согласия будет определяться решением правительства".
Также решено, что из компетенции арбитража будут исключены дела о банкротстве и реабилитации.
В законопроекте, по мнению вице-министра юстиции, заложены "все предпосылки для объектиного разрешения арбтражем правовых споров".
"Не только закрепили принципы независимости арбитров и арбитража как института, разрешающего конкретный спор, но и четко расписали все те основания и гарантии, которые предоставлены будут законодательством для обеспечения независимости", - пояснила она.
В законопроекте заложены и нормы, запрещающие образование арбитражей при госрганах, госпредприятиях а также субъектов естественных монополий и субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке товаров и услуг а также юридическими лицами, 50% голосующих акций которых прямо или косвенно принадлежит государству.
"Это было сделано для того чтобы субъекты квазигосударственного сектора не создавали у себя внутри арбитражей, таким образом не приводили к вынесению неправосудных арбитражных решений", - пояснила Баймолдина.
У представителей бизнес-сообщества - несколько иное мнение о законопроекте. Заместитель председателя правления НПП РК Рустам Журсунов считает оправданным исключение из компетенции арбитража дел о банкротстве и дел монополистов, связанных со спорами потребителей. А вот отсутствие квазигосударственного сектора - в корне неверно.
"Что же касается субъектов квазигосударственного сектора, доминантов, мы считаем, что эту категорию дел необходимо передать в арбитражи. Посмотрите, квазисектор у нас составляет более 50% внутреннего валового продукта, естественно, что малый и средний бизнес работает с ними, и для упрощения и ускорения повышения качества рассмотрения споров все предприниматели заинтересованы. Потому что если мы идем через суды общей юрисдикции, этот процесс идет месяцев 8-10, в арбитраже же рассмотрение намного быстрее", - уверен Журсунов.
С ним солидарен и председатель управляющего совета центра арбитражного и третейского разбирательства НПП РК Байрамалы Ахмедов, отмечающий, что о доверии арбитражу со стороны бизнеса говорить не приходится - поскольку арбитражным разбирательствам не доверяет само государство:
"Что говорить о предпринимателях, если у государства есть недоверие, у государственных органов есть недоверие к арбитражу. У нас очень большая доля предпринимательства осуществляется через квазигосударственные организации, через холдинги. Но они по закону считаются акционерными обществами, считаются частным предпринимательством. Если они частное предпринимательство, пусть они подчиняются закону о частном предпринимательстве и пусть они тоже участвуют в этом процессе арбитражном разбирательстве, как все остальные. Почему-то некоторые госорганы думают, что организации с долей госучастия в арбитраже обязательно проиграют. Раз мы создали арбитраж, раз закон, который будет принят парламентом, дает такое право разрешать споры - пусть разрешает споры и между этими структурами, где имеется доля государства. Естественно, раз государство не доверяет, такое же отношение идет к нему со стороны предпринимательства".
Более четко, по мнению представителей бизнес-сообщества, нужно регламентировать и нормы по запрету на создание собственных арбитражей субъектами квазигосударственного сектора.
"Понятно, формально есть ограничения, что квазигосударственный сектор не может учреждать собственный арбитраж. Это как по аналогии с Россией - у Газпрома есть свой арбитраж, как вы думаете, кто там выигрывает? Это очевидные вещи. Законодатель пошел на эти ограничения, но это формально юридически", - говорит Журсунов.
Другая проблема - исполнение арбитражных решений. По словам Ахмедова, предлагаемый законопроектом механизм не может быть эффективным. "Предлагается авторами проекта закона, если добровольно не исполнил, для принудительного исполнения нужно обращаться в государственный суд. Я вот, допустим, как адвокат, никогда своему клиенту не буду рекомендовать обращаться в арбитраж, потому что за исполнением я должен обращаться в суд. И опять начинаем все сначала. Раз уж мы доверяем арбитрам выносить решения - пусть они выписывают исполнительный лист", - считает он.
Еще один проблемный вопрос - возможность обращения иностранных инвесторов в сфере недропользования в международный арбитраж - предлагаемым законопроектом решен лишь частично. Действующим законодательством такая возможность ограничена. "Без арбитражной оговорки никто из инвесторов к нам не придет, это очевидно. И когда в законе мы вводим это ограничение - как вы думаете, почему единицы контрактов заключены за пять лет? - рассуждает зам пред НПП. - Эта норма в текущем законе есть, но мы сейчас совместно с ассоциациями горно-металлургической промышленности, "Казэнерджи", при поддержке министерства инвестиций и развития подготовили новую концепцию кодекса о недрах. И в этом законопроекте эта проблема устранена. Я надеюсь, в течение этого месяца министерство внесет на МВК концепцию".
Вице-министр юстиции, комментируя эту ситуацию журналистам, также напомнила о разработке нового кодекса о недрах и недропользовании, в котором должны быть решены эти проблемы. И подчеркнула, что в законопроекте об арбитраже по подведомственности "мы никаких ограничений, тем более для международного арбитража, не предусмотрели".
"Когда мы с Генпрокуратурой пошли на компромисс, это касается только лишь наших резидентов, когда спор между резидентами Казахстана. И то - они будут иметь право обращаться в арбитраж, предварительно получив согласие уполномоченного органа. На иностранных инвесторов это правило не распространяется, они имеют право обращаться", - заявила она.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.