• 3121
Конституция Казахстана соответствует международным демократическим нормам — Рогов

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Конституция Казахстана соответствует международным демократическим нормам. А за время существования Конституционного совета Республики Казахстан, более 25 законов и международных договоров были признаны не соответствующими конституции. Об этом в среду на брифинге в СЦК рассказал Игорь Рогов, председатель Конституционного совета Казахстана.

Председатель Конституционного совета подчеркнул, что соответствие конституции Казахстана международным демократическим нормам это не его субъективное мнение: «В качестве аргумента можно сказать, что в течение последних нескольких лет Казахстан был принят в состав Венецианской комиссии совета Европы. Это значит, что эта комиссия признала нашу конституцию соответствующей международным стандартам.

Конституционный совет также был недавно принят в ассоциацию конституционных судов и органов азиатских стран и всемирную организацию, куда входит подавляющее большинство органов конституционного контроля. Оппонентам, которые говорят, что конституция не соответствует международным стандартам, я бы посоветовал почитать и сравнить нашу конституцию с другими».

Он также отметил, что в практике Конституционного совета были акты, которые признавались несоответствующими конституции. За период его существования (с 1995 года) совет рассмотрел около 190 обращений, 21 из которых поступил от президента, 74 от председателей палат парламента и группы депутатов, 66 от судов и 27 от премьер-министра. В целом, совет принял около 140 нормативных постановлений и 18 ежегодных посланий.

По словам Рогова, за период существования, счел более 25 законов несоответствующими конституции: «Это были законы о внесении изменений и дополнений в Конституционный закон, о парламенте, первая редакция Гражданского кодекса, о внесении изменений и дополнений в законодательство по вопросам вероисповедания, госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок и т.д».

Кроме того Рогов рассказал, что базовая часть конституции с 1995 года мало изменилась: «Если говорить о лингвистических изменениях в конституции это будет один процентный результат, если говорить о содержательности изменений, то да, изменения были. И формирование правительства, и расширение прав общественных объединений и вопрос о смертной казни изменяли конституцию.

К примеру, если в статью была внесена незначительная правка — переставлены слова, допустим, из фразы „...о возможности содержания под стражей с санкции прокурора или суда“ уберем два слова „прокурора“ и „или“. Кажется, что это небольшие изменения, но на практике они довольно существенно изменили уголовную систему. Но, в целом, основное содержание конституции осталось прежним».

Между тем, председатель также отметил, что проведение последней реформы правительства базировалось на подзаконных нормативно правовых актах, а её конституционная модель базировалась на опыте Франции: «Когда при реформировании формулировались конституционные нормы, во многом был заимствован опыт европейских стран, особенно Французской Республики.

И та реформа, которая сейчас начата, проходит в соответствии с прошлыми идеями конституционного совета о необходимости более четкого разграничения компетенций тех или иных госорганов. Я не имею права говорить, проведена ли реформа в соответствии с конституцией, но сама мысль вот этой реформы находится в тренде решения конституционного совета».

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики