В среду на пленарном заседании мажилисмены одобрили во втором чтении «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции».
«Государство должно обладать эффективными механизмами воздействия на участников (рынка) в области правоотношений, возникающих в процессе производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, — подчеркнул руководитель рабочей группы по законопроекту Глеб Щегельский. — Кроме того, на сегодняшний день имеются неравные условия при взаимной торговле алкогольной продукцией с нашими партнерами по Таможенному союзу. В связи с чем внесенный законопроект предусматривает снижение потребления алкоголя, создание равных условий во взаимной торговле стран Таможенного Союза, ужесточение и совершенствование отдельных норм законодательства».
По его словам, при обсуждении учтены все замечания депутатов. В рабочую группу поступило более 150 предложений, из которых 67 приняты, остальные поправки были сняты инициаторами в ходе их обсуждения.
Уточнять на пленарном заседании, какие именно новшества предложили депутаты, Щегельский не стал. В заключении комитета мажилиса по финансам и бюджету отмечается, что «были приняты поправки в части закрепления величины минимального порога объема производства этилового спирта и алкогольной продукции непосредственно в законе; а также поправки, направленные на доработку норм в части запрета скрытой рекламы алкогольной продукции, уточнения условий производства этилового спирта и алкогольной продукции, а также условий оборота и перемещения этилового спирта и алкогольной продукции». Журналистам депутат Щегельский подтвердил, что норма о запрете рекламы безалкогольного пива, предложенная депутатами, принята, но «с дополнениями и оговорками». О каких дополнениях идеи речь, он не уточнил, сославшись на занятость и нехватку времени.
Как уже сообщалось, данный законопроект содержит три блока поправок. Так, один блок предусматривает увеличение ставок акцизов и минимальной розничной цены на алкоголь. В частности, за период с 2014 по 2016 годы, ставки акцизов увеличиваются в 3,1 раза. Соответственно, закрепляется, что в 2014 году ставка акциза — 1000 тенге на литр спирта, минимальная цена — 1120 тенге за литр.
Вводятся дополнительные ограничения по местам продажи алкогольной продукции. в списке запрещенных — здания и территории организаций здравоохранения, детские учреждения, физкульткрно-оздоровительные, спортивные, и спортивно-технические сооружения, стадионы, и автозаправочные станции.
Увеличивается и запрещенное для продали алкоголя время — предлагается ввести запрет на период с 21.00 до 12.00 следующего дня.
Усиливается и ответственность за реализацию алкогольной продукции лицам до 21 года. предлагается ужесточить санкцию — в два раз увеличив размер административного штрафа (сейчас это 5 МРП).
Одновременно предлагается снять запрет на реализацию алкогольной продукции в радиусе 100 метров от детских учреждений и организаций образования.
Изменить предлагается и правила торговли алкоголем. Так, предложено увеличить размер лицензионного сбора для производителей, а также установить ежегодный лицензионный сбор для оптовых и розничных продавцов алкогольной продукции.
Предлагается ужесточить и административную ответственность за нелегальный оборот алкогольной продукции, предусмотрев дополнительную санкцию в виде конфискации продукции, по грубым правонарушениям предусмотреть лишение лицензии.
Еще одной мерой борьбы с теневым рынком, по мнению разработчиков, станет установление минимального процента использования мощности производства. По данным минфина, сегодня 13 из 17 спиртовых завода используют мощности менее чем на 30%. Правительством предложено установить такие минимальные требования: с 2014 года минимальная загрузка мощностей — 20%, с 2015 года — 30%, с 2016 года — 40%.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.