Первое в этом году заседание аким Алматы Баурыжан Байбек посвятил итогам социально-экономического развития мегаполиса, а также вскользь упомянул о том, какие изменения ждут горожан. Vласть подготовила основные тезисы с заседания.
Об Универсиаде
«Строительство объектов Универсиады – это прекрасный 12-тысячник, который в новом Алатауском районе появился, там строится атлетическая деревня с прекраснейшей инфраструктурой. По дороге с аэропорта проезжая, знаете, да? Это трехтысячник в Медеуском районе, тоже строится по самым современным стандартам. Сегодня город Алматы становится уникальным местом туризма и спорта. Эти объекты сегодня позволяют загружать работой более полторы тысячи предприятий алматинских, отечественных. Очень много строителей там задействовано, поступают налоги в местный бюджет. Мы сегодня до 70% довели казсодержание и эти объекты являются мощнейшими государственными инвестициями в период сложностей. Поэтому Универсиада для нас – это возможность сегодня значительно улучшить инфраструктуру города, создать новые сервисные объекты, стимулировать экономику и поддержать наши предприятия».
О транспорте
В ходе заседания Бауржан Байбек неоднократно отмечал важность общественного транспорта для города, и что его развитие поможет вывести из тени перевозчиков:
«Онай» выводит эту большую емкую отрасль из серой зоны, и эта система позволит нам обеспечить максимальную прозрачность, обеспечить качество, чтобы перевозчики не просто возили на автобусах с деревянными полами, а чтобы это были качественные современные автобусы. И мы могли справедливо доплачивать кому нужно, там, где маршруты являются убыточными. Чтобы мы могли работать с перевозчиками и совершенствовать качество и обновлять подвижной состав», – сказал аким.
Также он сообщил о том, что «Алматыэлектротранс» передал 70% доли муниципального автопарка инвестору в лице компании Green Bus сроком на пять лет. Компания в свою очередь обязуется обновить автопарк на 200 новых автобусов и вложить порядка 1,5 миллиарда тенге:
«Мы рады, что инвестор, который зашел к нам в «Алматыэлектротранс», выкупил 70% доли, уже вчера отправил официальное письмо – в течение первого полугодия они купят 200 новых автобусов. Уже не за счет бюджетов, кредитов, а за счет частных средств. В апреле они поставят новые ЛиАЗы большие, за свои деньги они хотят сюда поставить», – пояснил Байбек.
По словам заместителя руководителя управления финансов Айдына Сайлаубая, выступавшего с докладом на заседании, такое решение было принято в связи с убытками, которые несла компания – за три года сумма убытков составила 7 миллиардов 73 миллиона тенге. Тендер был проведен 16 января.
О жилье
По данным доклада управления строительства, среднегодовой показатель роста строительной отрасли в 2015 году показал 3,2%. По итогам 2015 года по городу обеспечен ввод в эксплуатацию 1 миллиона 374 тысячи квадратных метров жилья. Что на 3% больше, чем в 2014 году. При строительстве жилых домов доля казахстанской продукции составляет 75-80%. Бауржан Байбек сообщил, что в рамках государственных программ, строительство жилья в Алматы будет продолжаться:
«Жилье продолжает строиться, потребность есть. Единственное, мы работаем со строителями, чтобы строить доступное жилье для наших горожан, не рассчитывать на высокую маржу, а за счет оборачиваемости».
О бизнесе
«Коллеги, очень важно сегодня, в это непростое время, создать максимально благоприятные условия для бизнеса – отечественного, малого и среднего, ну и, конечно, иностранного. Мы сегодня не должны требовать дополнительных справок и документов разрешительных, которые уже упразднены. Надо до каждого специалиста донести этот вопрос, проконтролировать, чтобы сегодня максимально разгрузить все бюрократические, а тем более коррупционные проявления».
Также аким акцентировал внимание на необходимости привлечь зарубежные торговые сети, которые смогли бы создать здоровую конкуренцию казахстанским производителям, подстегнув их тем самым улучшать качество своей продукции:
«Большие бренды изменят экономику города и будут способствовать тому, что наши горожане получат доступ к товарам по приемлемой справедливой цене. Сегодня это, к сожалению, не так».
О парковках
Помимо муниципального автопарка, в доверительное управление сроком на два месяца будет передано ТОО «АлматыСпецТехПаркинг». Доверительный управляющий должен разработать концепцию по внедрению единой автоматизированной системы с учетом международного опыта. Конкурс объявлен, теперь в течение тридцати дней будут приниматься заявки.
«Во всем мире парковки являются самой большой доходной частью. Опять же, те деньги, которые поступят с парковок, мы должны направить на развитие транспортной структуры и транспорта. Нам важно, чтобы зашел качественный инвестор, который в это непростое время готов вложить долгосрочные инвестиции, обеспечить качественные парковки – прозрачные, электронные, чтобы не было людей, которые собирают деньги <…> », – пояснил аким.
О легализации
В 2015 году среднемесячный показать легализованных объектов составлял 960 объектов, всего по состоянию на 1 января 2016 года было легализовано 12 849 объектов на сумму 210 млрд 962 млн тенге. Аким отчитал районных акимов за создание дополнительных бюрократических преград в процессе легализации:
«Мы проводили анализ по двум районам – Медеускому и Турксибскому, результаты проверки выявили, что комиссия требует лишние документы, непредусмотренные законодательством, то есть искусственно воздвигаются административные барьеры. Мы знаем, для чего создаются административные барьеры <…> Надо помогать, потому что имущество, которое легализовано – это опять же налоги. Нужно сделать это (процесс легализации – V) качественно и без волокиты», – сказал Байбек.
Также аким признался, что государство не всегда эффективно в решении вопросов коммунальной собственности, поэтому необходимо привлечение к управлению таких организаций хозяйственников:
«Нужно, чтобы пришел качественный собственник, вложил свои средства. Тот собственник, который имеет соответствующий опыт. Не просто, что он деньги заплатил и все, а чтобы он принес новые технологии. Оказал качественные услуги – заплатили, не оказал – работай. Мы поставили задачу, если компания улучшает работу, пусть дальше работает».