Истина никому не нужна

Краевед Неля Букетова много лет занимается историей Алматы, находит потрясающие документы, например, нереализованные проекты Андрея Зенкова, пишет замечательные книги, которые сейчас издаются при помощи ...посольства Франции. Но главная цель ее жизни - вернуть городу память о незаслуженно забытом архитекторе Павле Гурдэ. Наш разговор с Нелей Аубакировной коснулся не только Гурдэ, но и Никиты Пугасова, современного мифотворчества и тоски о прошлом.


Разговор с Нелей Аубакировной мы решили начать с воспоминаний о ее детстве, ведь именно оттуда любовь к городу и его истории.

— Я родилась в Алма-Ате. Мое детство прошло на улице Артиллерийской, рядом с речкой Алматинкой. Можно сказать, на речке. В студеной воде мы летом строили запруды, купались. Зимой речка замерзала и мы катались на коньках. Теперь моя улица называется Курмангазы, а на месте нашего дома сквер. А чуть выше – Дворец Республики, справа гостиница Казахстан.

Мои дедушка и бабушка приехали в Алма-Ату из Таганрога (как они добирались!) где-то в 1938-39 году. Мама приехала почти перед войной, в 1940 году. Если бы не успела, то осталась бы в оккупации. В Таганрог дедушка с бабушкой попали, когда убегали от коллективизации из Северного Казахстана. Так что, приехав в Алма-Ату, – они, можно сказать, вернулись на родину. Здесь мама вышла замуж за моего отца, которого вскоре отправили на фронт, где он и погиб в 1944-м году.

— Кто вы по профессии? Где учились? Кем мечтали быть?

— По профессии я филолог, что очень помогает в моей работе. В своих статьях и книгах я сама себе и редактор, и корректор. Краеведение - органическая и неотъемлемая часть исторической науки, филологии и в значительной степени художественное творчество.

— С чего началось ваше увлечение историей города?

— Здесь придется сделать небольшое лирическое отступление и опять ненадолго вернуться в детство. Головнушка, Пугасовка, Смычка - все эти знакомые с детства слова вдруг во взрослом возрасте стали будоражить душу, не давать покоя… Когда у меня появилось много свободного времени, мне захотелось узнать хоть что-то о том, что связано с моими детскими воспоминаниями, о молодости моего любимого города, о людях, его населявших. И я занялась поисками Прошедшего Времени. Пошла в «Пушкинку» – теперь она называется Национальная библиотека – и целый год просидела в редком фонде, изучая «Семиреченские областные ведомости», которые оказались просто кладом всяких сплетен и событий. С трудом, по крупицам, собирала нужные мне сведения, в частности, о Никите Пугасове. Я нашла рекламу его магазинов, некролог о его смерти, но этого было мало, очень мало. И я поняла, что пришло время идти в архив, а он был через дорогу от библиотеки. Так что далеко идти не пришлось. Там я попала на прием к зам. директора Николаю Петровичу Кропивницкому. Объяснила ему причину своего прихода: «Объектом моих исследований является купец Пугасов, мне нужно поработать у Вас здесь месяц-другой…» Николай Петрович засмеялся и сказал, что за месяц-другой мало вероятно, что я что-то найду в архиве и добавил слова, смысл которых я поняла много позже: «Чтобы найти немного – нужно смотреть очень много».

Так я пришла в Центральный государственный архив РК и осталась там навсегда.

А вообще-то я хотела стать журналистом и после школы поступала в КазГУ, на факультет журналистики. Со мной произошла история, которая, в какой-то степени, говорит о моем характере. Конкурс был очень большой и вне конкурса тогда шли те, кто имел производственный стаж после окончания школы. И вот из-за своей глупости или патологической честности я не прошла по конкурсу – мне не хватило двух баллов. А дело было так. Моя девичья фамилия Белялова, а в то время, когда я поступала, министром образования был Билялов. Разницу в наших фамилиях (одна буква) почему-то никто не заметил и на каждом экзамене, когда я подавала экзаменационный лист, преподаватели, все как один, напрягались и спрашивали: «А тов. Билялов Вам кто? Родственник?» А я гордо отвечала: «Что вы, что вы. Мы с ним просто однофамильцы». Ну и результат, как говорится, был налицо. У меня оказалась лишняя четверка. Но то, что заложено в характере, видно не изменишь. Я и сейчас такая же: сама не могу обманывать и ненавижу тех, кто это делает. Живу по принципу: правду говорить легко и приятно.

— Трудно ли быть краеведом?

— Пожалуй, да. Сформулирую точнее: трудно быть честным краеведом. Я уже говорила, что краеведение - часть исторической науки, а сколько у нас сейчас появилось любителей переписать историю? Историю вообще и историю города. Не буду вдаваться в подробности.

— Вы помните свое первое краеведческое открытие?

— Одно из моих первых дел касалось купеческого магазина Исхака Габдулвалиева (ныне магазин Кызыл тан), который якобы был построен в 1912 году Андреем Зенковым. В процессе тщательного изучения всех обстоятельств постройки магазина я пришла к выводу, что, во-первых, магазин был построен в 1896 году - это неоспоримый факт – и, во-вторых, его построил архитектор Гурдэ. Это было очень запутанное дело, но когда я сопоставила все даты и факты, то все замечательно сошлось. Все, кто отстаивает другую точку зрения, не могут представить ни одного факта, ни одного документа. Даже то, что не сходятся даты приезда Зенкова в Верный (1898г.) и дата постройки магазина (1896г.) - их не смущает. Но есть и прогресс: некоторые авторы уже осторожничают, когда пишут об авторстве этого здания. Если уж идти на поводу у тех, кто настаивает только на авторстве Зенкова, то я думаю, что уже после отъезда Павла Гурдэ из Верного в 1910 году здание могли реставрировать, добавить все эти архитектурные изыски и т.п. В свое время Исхак Габдулвалиев добивался от Гурдэ перестройки магазина, но отношения у них, к этому времени, настолько были испорчены, что Гурдэ наотрез отказался: «…и за тысячу рублей не возьмусь!» Потому-то годом постройки называют 1912 год – это мог быть год реставрации магазина и это мог сделать Зенков. Что ж, версия хорошая и она имеет право на существование.

Магазин Исхака Габдулвалиева (ныне Кызыл тан)

— Какие у вас сложились отношения с властями города? Вы часто критикуете их за неправильную застройку города, кто-нибудь выходил с вами на связь в связи с этим?

— Власть не выходит со мной на связь. Я сама выхожу с ними на связь. Так, в мае 2013 года обратилась с письмом к акиму нашего города г-ну Есимову с просьбой увековечить имя Павла Гурдэ в названии одной из улиц города, тем более что такой прецедент уже имел место. Здесь уместно напомнить, что при жизни улица, на которой Гурдэ жил, в 1906 году была названа его именем. Мое письмо переслали в управление с очень длинным названием, где начальником служит г-н М.К. Ахетов. Я с ним встречалась два раза и осталась довольна нашим общением. Он оказался очень понимающим и просто хорошим человеком. Еще я подключила посольство Франции в Республике Казахстан. Они также обратились с письмом к акиму. Но все не просто – мне остается ждать и надеется, что историческая справедливость восторжествует.

— Чему вас научило краеведение?

— В архиве я научилась работать с документами, ссылаться только на документы, и поэтому я нетерпимо отношусь к тем историкам и краеведам, которые создавали и создают мифы и легенды, не имеющие под собой реальной почвы.

Архив – мой родной дом. Я по нему скучаю, когда в силу разных причин, в основном из-за нездоровья, не посещаю его.


Просмотрены сотни дел, сделано огромное количество выписок, копий документов. Здесь связь с людьми из Прошедшего Времени становится осязаемой.


На основе документов Центрального архива я написала три книги, множество статей, а последнюю книгу «Верненские истории» я посвятила 90-летнему юбилею архива в 2011 году.

У меня в архиве много друзей, единомышленников, что важнее всего.

— Ваш любимый герой Верного (или Алматы)?

— У меня, если так можно сказать применительно к краеведению, узкая специализация. Я занимаюсь историей города Верного. Пишу на многие темы. Если говорить о персоналиях, то долго занималась Никитой Пугасовым. Жалею, что не смогла попасть в Ташкентский архив. Пугасов последние годы жил в Ташкенте и там же умер. Теперь пишу о Павле Гурдэ – так получилось. Мне очень интересен этот мой герой. Много еще неразгаданного: я знаю, почему у него не было детей; почему он, прожив в нашем городе около 40 лет, уехал на старости лет в незнакомый и чужой ему Петербург. Но я не знаю, почему он вообще приехал из Франции в Россиюсовсем молодым человеком, с прекрасным образованием. Пытаюсь через друзей в Санкт-Петербурге отыскать католическое кладбище, где он похоронен. Пока что нашли дом, в котором Гурдэ жил в Петербурге по адресу: Басков переулок, №39. История сыграла с Гурдэ злую шутку: ему было суждено забвение. Мало кто из алматинцев знает верненского архитектора Павла Васильевича Гурдэ, много сделавшего для города, который он любил и считал родным. Почти все, что он построил, приписывается Зенкову. Вывести имя Гурдэ из забвения стало для меня целью в жизни.

— Сколько книг вами издано?

— «Алма-Ата и алматинцы» - 2007 год, «Верненские истории» - 2011 год, «Поль Гурдэ – француз города Верного» - 2013 год. Последняя книга написана в соавторстве с А.Вороновым и Р. Музафаровым. Деньги на эту книгу выделил «Французский альянс» при посольстве Франции в РК Казахстан. На деньги «Альянса» был снят фильм о Гурдэ. В нем участвуют ученики 25-й французской гимназии. В фильме пришлось поучаствовать и мне. Он получился неплохой.

— Какие у вас отношения с другими краеведами?

— Дело в том, что, по большому счету, краеведов-то нет. Иных уж нет, а те далече. Был замечательный краевед В. Казанцев, писал статьи по истории религии в Семиречье. В прошлом году его не стало. Был краевед В. Гольцев, написал книгу о белом движении, об Анненкове. Ее даже переиздали в России. Ушел из жизни несколько лет назад. Это были мои друзья. А еще раньше (я его не застала) был краевед Н. Ивлев. По образованию он инженер, но серьезно занимался краеведением. Ну, и конечно, всем известный Владимир Проскурин, который сейчас живет в Германии. В архиве я общаюсь с теми, кто время от времени пишет статьи по истории города, но не уверена, что они сами себя считают краеведами. Они, прежде всего ученые. Я знаю сейчас только одного краеведа. Это Александр Воронов, в прошлом сотрудник милиции, и мой соавтор по книге о Павле Гурдэ.

— В Алматы очень много мифов и легенд, которые вы пытаетесь развенчать. Но может быть это мифотворчество нужно городу?

— Мифотворчества всегда хватает. Многие годы я занимаюсь исследованием жизни Никиты Пугасова (это моя извечная тема) и близко к сердцу принимаю то, что пишут нем. И, к сожалению, чаще всего пишут разные глупости. То про какой-то ларец с драгоценностями Пугасова, то про то, что он в 1918 году через подземный ход убегает от чекистов (вместе с ларцом, я полагаю), которые пришли его арестовывать. То он, оказывается, похоронен в парке возле Кафедрального собора и т.д. и т. п. На самом же деле Никита Пугасов умер в 1911 году и похоронен в Ташкенте, но кого это волнует? Про Пугасов мост также плетут разные небылицы, хотя я давным-давно нашла архивные документы, из которых все предельно ясно: кто, когда и где построил Пугасов мост.

Торговый дом «Никита Пугасов и С-я». Никита Пугасов сидит во втором ряду, четвертый слева.

Много лет назад были у меня «разборки» с «Караваном». Я спросила журналистку, написавшую статью про Пугасова: «Зачем вы пишите всякие глупости?» И что вы думаете она мне ответила? «Мы таким образом хотим привлечь молодежь к изучению истории города». Хотят привлечь, придумывая всякие небылицы?

Появилось много журналистов, пишущих статьи по истории города Верного – статьи, полные вымысла.


Идет какой-то непреодолимый вал неправды, вымысла, инсинуаций и это пугает. Он не кончается, а только, по-моему, набирает силу на фоне возрастающего интереса к истории города.


Так вот об очередной придумке журналистов — они утверждают, что на том месте, где находится ресторан «Пугасов», якобы была усадьба Никиты Пугасова. Предприимчивый хозяин этого заведения даже повесил на доме мемориальную доску. Еще надо разобраться, как ему это удалось. Кстати, дом Пугасова действительно находится в так называемом Верненском Заречье, в Нижних садовых участках, и есть даже его точный адрес: Богенбай батыра, 70 (бывшая Кирова). Это рядом с рестораном, их разделяет Алматинка. Но кто будет думать о таких «мелочах»!

Телевидение, конечно же, не могло остаться в стороне и тоже вносит свою лепту в мифологизацию истории нашего города. На наших каналах стали регулярно появляться сюжеты по истории города, от которых, скажу честно, мне иногда становится плохо. Ко мне нередко обращаются телевизионщики с предложением поучаствовать в тех или иных передачах. Как правило, я отказываюсь, но иногда меня умудряются уговорить, о чем я потом очень и очень жалею.

— Ваша мечта как краеведа?

Вот странно. У Никиты Яковлевича Пугасова было 9 детей. Не умерли же все их потомки! Кто-то же мог отозваться хотя бы на мои публикации о нем. Так нет же. Один только раз мне написал в комментариях к моей статье в интернете господин из Германии. Он предполагал, что является потомком Пугасова. Я общаюсь с Ириной Чесновой-Асановой, которая на самом деле является потомком Пугасова, но только по линии его брата Иосифа. В прошлом году в городском архиве нашла сведения о сыне Никиты Яковлевича - Николае Пугасове. 1931 год. Он живет в Алма-Ате, но у него проблемы. Его лишили избирательных прав, а в те годы быть «лишенцем» - это приговор. В результате лишения избирательных прав человек и его семья фактически исключались из общества. Сознаюсь, было страшно, когда читала эти документы.

Еще мечтаю, чтобы в нашем городе появилась улица Гурдэ, как это было в городе Верном. Я для этого сделала все, что смогла. Более от меня ничего не зависит.

Мечтаю о несбыточном: чтобы те, кто пишет о Верном, иногда для разнообразия заходили в архивы. О многом могут поведать архивные документы. Надо просто научиться читать их.

— Как вы думаете, почему даже у молодого поколения есть тоска по Алма-Ате 60-х? Мы часто с друзьями на эту тему говорим и просто потрясающе, как в нас живет идеальное представление о той Алма-Ате, которую мы не застали.

— В преддверии Дня города в прошлом году в «Вечерке» был Круглый стол. Там многоуважаемый мною Василий Шупейкин иронизировал как раз по поводу моей ностальгии «…и небо было выше и звезды светили ярче»

Да, звезды светили ярче, потому, наверное, что не было смога. Конечно же, я ностальгирую по временам своего детства, юности и особенно сожалею о том, что навсегда исчез неповторимый дух старой Алматы.

— Есть ли у вас ученики, продолжатели вашего дела?

— Учеников у меня нет, сама все время учусь. Никогда не перестаю чему- нибудь учиться. Но есть много людей, которым от меня что-то нужно. Они мне звонят, знакомятся со мной в архиве. Я всегда помогаю, чем могу. Охотно делюсь тем, что знаю. Для этого и работаю. Кто-то использует мои наработки, но при этом обязательно ссылается на меня. Есть и другие …

— Как далеко вас заводило краеведение?

— Очень далеко пока не заводило. Есть связи с людьми из России. Многие приезжают к нам в архив. Обращаются ко мне за помощью. Потом поддерживаем связь по интернету. Много таких.

— Какими качествами должен обладать хороший краевед?

— В последние годы появился «пугающий» интерес к истории нашего города. Все, кому не лень, считают своим долгом, что-нибудь эдакое написать, причем, не выходя из дома. Зачем, спрашивается, ходить в библиотеки, архивы, перелопачивать сотни книг, архивных документов, когда все можно найти в интернете?

Главное, обладать способностью искусной компиляции и можно смело ставить свою фамилию. А можно просто …списать. К сожалению, плагиат у нас сейчас в законе.

Я нередко слышу в свой адрес «Вы слишком большое значение придаете документам…» Странно слышать такое от людей, пишущих статьи и книги по истории города. «Если нет факта – его нужно придумать…» И такое слышала. Здесь, как говорится, комментарии излишни. Я постоянно нахожусь в поисках истины. Потому такая непримиримая к тем, кто считает, что можно историю переделывать по своему усмотрению и вольно обращаться с историческими фактами, даже если это касается всего лишь истории нашего города.

Истина никому не нужна - вот, где беда. Я лично знаю тех «краеведов», которые написали свои книги, сидя перед интернетом. Они даже не знают, где находится архив. Другие не столько радеют об истине, а преимущественно занимаются саморекламой. Как прикажите относиться к таким людям?.. Вот так я к ним и отношусь.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые