Вчера Медеуский суд Алматы вынес обвинительный приговор 27-летнему Александру Кузнецову, участнику дела, которое проходит в хрониках южной столицы как «драка у Чукотки». А в пятницу Верховный суд США обязал все пятьдесят штатов признавать и регистрировать однополые браки. Что удивительно – решение заокеанского суда заставило вскипеть казахстанский сегмент интернета, а решение Медеуского прошло на фоне радужных баталий почти незамеченным.
А ведь оба дела, по сути, об одном.
О правах.
В пятницу казахстанский Facebook разделился на два лагеря. Одни окрасили аватарки в цвета радуги, другие разразились гомофобными постами. Зазвучали избитые аргументы, вновь вспомнили о детях («Как я объясню своему ребенку, почему два дяди женятся?»), вновь какие-то недоумки пообещали взяться за монтировки и пойти бить геев, - в общем, унылое повторение словесных баталий, которые мы уже проходили год назад, во время истории с Курмангазы и Пушкиным. Почти все проглядели главное.
А главное в легализации Штатами однополых браков то, что это колоссальный прорыв в истории борьбы за права человека и гражданина. Огромное (только однополых пар в Штатах почти миллион, - не просто геев, а состоящих в партнерстве мужчин и женщин!) дискриминируемое меньшинство добилось равноправия в важнейшем социальном аспекте. Ведь брак – это социальный институт, предоставляющий только в Штатах более 1000 разных прав и прерогатив супругам. И американские гомосексуалы этих прав для себя добились. И молодцы!
И достигли они этого не какими-то потайными путями, как любят изображать в постсоветском пространстве, - не усилиями мировой закулисы, жаждущей разбить духовные скрепы, не волей сионистского синдиката, желающего вырождения человечества; долгой, упорной, тяжелой борьбой добились. Растянувшейся на десятилетия борьбой за свои гражданские права. Точно такой же, как борьба феминисток и суфражисток за права женщин, или пролетариев – за права рабочих. Эти храбрые люди просвещали, выходили на демонстрации, рисковали быть избитыми и даже убитыми – но они боролись за права своей общины: и 26 июня праздновали триумф.
И совершенно закономерно, что многих казахстанцев от этой истории перекорежило. Ведь подспудно мы понимаем, что решение Верховного суда – не про мужиков в стрингах и стразах и не про брутальных женщин с короткими стрижками. Это про права, которые и у нас в Конституции прописаны, да вот только на словах и существуют.
Которые кто-то может отстоять, а кто-то предпочтет писать всякую чушь про извращенцев и загнивающий запад.
Вернемся теперь к делу о «драке у «Чукотке». Тут все просто – случилась трагедия. В дурацкой совершенно пьяной потасовке погиб молодой мужчина, отец двоих детей. Но, если абстрагироваться от эмоций (а у автора этих строк есть общие друзья с погибшим), то всю эту историю можно свести к простой конструкции: трагическая случайность. Драки случаются, в драках люди наносят удары, падают, получают травмы, несовместимые с жизнью. Уже даже не важно, был ли у Сырыма Мураткалиева в руке нож – он был не один, он с приятелем вывел Кузнецова на улицу. И его не убивали намеренно – он не был застрелен, зарезан, или забит до смерти. Даже обвинительный акт признает, что дело шло о ненамеренном убийстве, и из него же вытекает, что да, имела место самооборона. Тогда за что осудили Кузнецова?
За то, что мы позволяем – из года в год, из десятилетия в десятилетие, - попирать наши права. За то, что мы видим, - раз за разом, - как судьи и прокуроры обращаются с законом как с половой тряпкой. За то, что мы позволяем этим злонамеренным и невежественным законникам продолжать занимать свои должности.
Можно сколько угодно заходиться в благочестивой истерике по поводу американских геев и самих США, - но факт остается фактом: они подают важный и нужный пример. Знаете, что лично меня удивляет? Вполне себе консервативные и гетеросексуальные американские судьи, отложив в сторону свои личные представления и пристрастия, раз за разом отклоняли попытки ограничить институт брака союзом мужчины и женщины, указывая на анти-конституционность подобных попыток. И знаете, что меня расстраивает?