Алексей Михайлов, Управляющий директор, член правления АТФБанка, специально для Vласти

Если что-то и способно ограничить развитие IT-технологий в банковском секторе, так это размер подушечки указательного пальца. Особенно когда это не клик по кнопке компьютерной мыши, а касание сенсорного экрана мобильного устройства. 

В остальном ограничений, которые невозможно рано или поздно преодолеть, я думаю, быть не может.

Банк будущего со всеми своими ноу-хау и технологиями должен уместиться на экране современного мобильника и фактически оказаться на ладони клиента. Запрос на такой формат отношений клиента и банка в казахстанском сегменте уже четко читается. Создает его активный продвинутый сетевой пользователь, который вышел на достаточно высокий уровень потребления услуг в целом и интернет-услуг в частности, имеет серьезный спектр задач и хочет получить для реализации своих потребностей предельно удобный быстрый и безопасный банковский инструмент.

Сейчас банки активно реагируют на подобный спрос продвижением интернет-банкинга. Однако уровень развития удаленных каналов обслуживания клиентов, безусловно, варьируется. Технологически на нашем поле присутствуют системы разного уровня сложности и наполнения. Соответственно, со своими плюсами и минусами. Есть действительно сильные решения и решения, так сказать, «попроще», в целом имеющие целью оптимизировать существующий спрос на данном этапе.

В среднем же наиболее популярный и востребованный онлайн функционал - это информационные и транзакционные сервисы. Как правило, можно следить за состоянием своего счета и операциями по нему за любой промежуток времени. Естественно, можно осуществлять любые безналичные платежи, получать информацию по банковским продуктам, подавать заявки на открытие депозитов, осуществлять внутренние переводы на счета банка, переводы на счета в других банках, конвертацию средств и так далее. Какой-то дополнительный кейс формируется в зависимости от степени «продвинутости» банка в онлайн сегменте.

Но стоит все-таки заметить, что при всей привлекательности виртуализации банковских услуг интернет-банкинг вряд ли целиком и полностью заменит обычный поход в банк. Психология человека меняется куда более медленно, чем современные технологии. Это видно и потому, что в Казахстане пока все еще мало банковских IT-проектов, которые достигли максимального широкого уровня востребованности.

Но, тем не менее, важно, что с развитием интернет-банкинга идет принципиальная смена восприятия банком своего клиента, будь-то частного или юридического лица. Клиент перемещается в центр, ему предоставляется практически весь спектр возможностей для управления своими финансами посредством всех доступных каналов, параллельно максимально исключается прямой физический контакт с представителем банка.

Технологии, которые при этом предлагает тот или иной банк, в перспективе определят степень общей лояльности. Здесь все предельно логично – чем больше функций использует клиент в системах онлайн-банкинга, тем выше для него барьеры смены банка, будь то психологические, эмоциональные или какие-либо другие.

Клиентская лояльность, в свою очередь, прямо влияет на увеличение оборота, и, собственно, увеличение доходности.

Исходя из этого, самое очевидное направление, в котором будут двигаться банкиры – это предложение дополнительных услуг в онлайне. Процесс этот достаточно емкий по затратам времени и других ресурсов. Обычно разработка и внедрение инновационных технологий в банковской сфере занимает от года и более в зависимости о сложности выполняемых процедур. Еще примерно до двух лет, по общемировой практике, уходит на популяризацию интернет сервиса. Не всегда удается активно внедрять те или иные продукты, упрощать какие-то процедуры в силу специфики действующего законодательства.

Проблем еще масса, но и движение вперед отрицать тоже не стоит. Количество активных пользователей сети Интернет в Казахстане постепенно растет, как и их запросы, а это перманентно мотивирует совершенствовать свои электронные каналы в борьбе за пользователей онлайн-банкинга, создавать что-то новое.

В данном случае «новое» подразумевает не только что-то действительно уникальное, никем и никогда ранее не предлагаемое, но и отличное от вчерашнего дня, что-то более качественное и функциональное.

Помимо расширения функционала онлайн сервисов, интернет-банкинг будет развиваться в сторону совершенствования общей системы безопасности. Это один из центральных аспектов. Порой предлагаемые в этой области решения способны «убить» самое прогрессивное начинание. А любое усложнение процесса, как известно, сильно влияет на лояльность клиента и систему его отношений с банком.

Серьезными последствиями чревато и запаздывание в реагировании на новые кибер-риски и угрозы. Поэтому процедуры безопасности должны стать предельно умными. И это еще одно из направлений, где инновации и технологии будут иметь решающее значение.

Финансовые институты, которые смогут заглянуть в будущее своего клиента, предложить современные инновационные и безопасные решения, и при этом учтут технологии и менталитет своих потребителей, безусловно, окажутся в лидерах. Если выражаться образно, «банк на расстоянии вытянутой руки» – это то, что мы имеем сегодня.

«Банк на ладони» – это наше завтра. Будущее за теми, кто предложит предельную доступность и простоту осуществления платежей и денежных переводов в эффективно защищенном режиме.

Свежее из этой рубрики