Марат Асипов, журналист, специально для Vласти

Каждый уважающий себя премьер-министр должен сказать решительное: «Нет!» - росту цен. Вставляете в поисковую строку фамилию искомого главы кабинета министров и словосочетание «рост цен» и вы узнаете, как правительство все время отчаянно борется с дороговизной и инфляцией. 

Правительство РК приняло постановление «О некоторых мерах по стабилизации цен на потребительском рынке». В рамках реализации постановления был принят ряд организационных мер, способствующих регулированию инфляции и осуществлению контроля за ростом цен на потребительском рынке. Это Даниал Ахметов.

Установить жесткий контроль за объективным формированием и ростом цен на торговых рынках, ежемесячно докладывать о стоимости основных продуктов на рынках. Это Имангали Тасмагамбетов.

«Сейчас надо цены на ГСМ «наглухо держать» через систему КазМунайГаза до особого распоряжения. У нас есть такая возможность», - это Карим Масимов

«С учетом социальной важности вопрос стабильности цен должен быть на особом контроле, как у министров, так и у акимов. Поручаю акимам принять дополнительные меры по насыщению рынка продовольственными товарами и усилить контроль за ценами», - это Серик Ахметов.

Между тем цены словно и не замечают решительных действий правительства по их обузданию, стабилизации и жесткого контроля и показывают устойчивый рост.

Поэтому все заклинания глав нашего правительства следует считать ритуальными плясками. Видимо, инициация премьера не считается завершенной, пока он не произнесет сакральную фразу о ценах и не отдаст бессмысленное поручение их контролировать. С тем же успехом можно было бы окуривать адраспаном зал заседаний правительства, пригласить баксы или представителей традиционных конфессий.

Более того, действия правительства и вовсе алогичны. В прошлом году премьер Ахметов дал зеленый свет росту тарифов на коммунальные услуги, заявив, что они должны вырасти в разы. Дескать, нужна модернизация. Спустя некоторое время стало известно, как владельцы энергокомпаний, регулярно выплакивающие повышение тарифов под предлогом изношенности оборудования, получают миллиарды тенге в виде дивидендов. Почему бы Ахметову вместо абстрактного пожелания остановить цены, не выяснить, как формируется тариф?

Ведь даже дилетанту очевидно, что между ростом тарифов и ростом цен на потребительском рынке существует определенная и совсем не конспирологическая связь. Но может ли премьер тягаться с владельцами энергокомпаний? И, самое главное, хочет ли он это делать? Вместо ответа на эти вопросы – благое пожелание взять цены под контроль, повторяемое регулярно вот уже почти полтора десятилетия.

Но административно цены удержать невозможно. Это аксиома. Однако можно хотя бы попытаться изменить систему, которая ведет к росту цен и издержек. Ну, к примеру, Жилстройбанк. Начальство скупало квартиры себе и своим близким. Для нашей страны это норма. Если у вас есть доступ к квартирам, дешевым ресурсам, бюджетным средствам, вы будут глупо смотреться, если не распорядитесь своей удачей в интересах семьи. Огромное количество не заработанных денег давит на рынок, порождая скрытую инфляцию.

Поскольку семья – это высший приоритет нашего общества, ни один премьер не в состоянии противостоять семейным интересам, тем более, что и него есть своя семья. Как известно, у нас семейные ценности не только стоят выше государственных, но и вообще им противоречат. Все же понимают, как и почему дети больших начальников становятся мультимиллионерами и миллиардерами, покупают банки и крупные предприятия. Это система.

Знаменитый экономист Егор Гайдар в своей книге «Гибель империи» показал, как Испания, получившая доступ к американскому золоту и серебру, превратилась в слабое государство через пару столетий после начала конкисты. Как и сегодня нефть, так и тогда золото кружило голову правителям Испании, в результате чего страна регулярно переживала дефолты и государство оказывалось банкротом.

Мы идем тем же путем…

Свежее из этой рубрики