• 5958
Государство не должно торопиться ограничивать НПО в получении финансирования из-за рубежа
Неделю назад недавно избранный лидер Гражданского альянса Казахстана Нурлан Еримбетов заявил о том, что казахстанские НПО не должны спонсироваться из-за рубежа. Возможно, это обращение не получило бы столь широкого резонанса, если бы не то, что господин Еримбетов сделал свое первое заявление через неделю после своего избрания, являясь руководителем крупнейшей ассоциации НПО страны.

 

Шолпан Айтенова, специально для Vласти

 

Неделю назад недавно избранный лидер Гражданского альянса Казахстана Нурлан Еримбетов заявил о том, что казахстанские НПО не должны спонсироваться из-за рубежа. Возможно, это обращение не получило бы столь широкого резонанса, если бы не то, что  господин Еримбетов сделал свое первое заявление через неделю после своего избрания, являясь руководителем крупнейшей ассоциации НПО страны. Тем самым, его мнение многими рассматривается как точка зрения всех НПО данного Альянса, хотя  заявление и было сделано от собственного имени.

 

НПО, члены Ассоциации «Гражданский Альянс Казахстана», выразили свое несогласие с заявлением и выразили надежду, что оно будет воспринято как личное мнение г-на Еримбетова, безотносительно к неправительственному сектору страны.

 

В своем заявлении господин Еримбетов не привел аргументов,  почему он против финансирования из-за рубежа, почему государство должно финансировать деятельность всех неправительственных организаций, и даже почему в стране должны существовать только социально направленные неправительственные организации. Предлагаем обратить внимание на данный вопрос с точки зрения финансов, так как, по-моему, это один из главных факторов и основа личного заявления г-на Еримбетова.  

 

Классификация источников финансирования деятельности неправительственного сектора в Казахстане выглядит следующим образом:

  • Государственное финансирование – государственный социальный заказ;
  • Гранты, выделяемые по линии диполоматических миссий – ОБСЕ, ПРООН, Еврокомиссия;
  • Гранты, выделяемые посольствами иностранных государств в Казахстане – США, Канады, Великобритании, Норвегии и т.д;
  • Гранты частных благотворительных  фондов –  Фонд им. Е. Татишева, Фонд Кусжолы, фонд К. Аденауэра, Фонд Сорос-Казахстан;
  • Частная спонсорская и благотворительная помощь от физических  лиц;
  • Гранты иностранных компаний в Казахстане – ТШО, Лукойл, Филип Моррис и т.д.;
  • Членские взносы (близкое к нулю).

 

Перечень источников финансирования деятельности неправительственных организаций широкий, и далеко не исчерпывающий. Правительством утвержден список международных организаций, которые выделяют гранты неправительственным организациям, а те освобождаются от некоторых видов налогов.

 

Перечень проектов НПО с иностранным финансированием также широкий, от проектов по содействию в улучшении системы предоставления и оценки качества государственных услуг, создания национального превентивного механизма против пыток до молодежных проектов социальных роликов Так или иначе, проекты НПО, получающие иностранное финансирование, направлены на улучшение качества жизни, соблюдение прав человека и внедрение принципов устойчивого развития и достижения целей тысячелетия ООН.

 

Именно финансирование по линии посольств, зарубежных фондов и дипломатических миссий сформировали культуру и опыт проектной деятельности. Зарубежное финансирование деятельности НПО пришло в 90-е, и его пик пришелся на начало 2000-х. В это время и были созданы наиболее активно действующие и опытные НПО страны. Получение грантов предваряло прохождение многочисленных тренингов по написанию проектов, управлению проектами, работы в команде, взамодействию с заинтересованными стороными и целевой группой, целевому управлению средствами грантов.  НПО научились писать заявки, обосновывать необходимость финансирования той  или иной деятельность, соблюдать финансовую дисциплину.

 

Сотрудники НПО обладают навыками проектной работы, проведения консультации, освещения работы в СМИ и по многим другим направлениям, которые еще предстоит освоить некоторым государственным бюрократам.

 

Возможно ли в одночасье отказаться от всего зарубежного финансирования неправительственного сектора в Казахстане? Наверное, нет, если учесть, что большинство представленных иностранных источников финансирования НПО существуют в рамках международных соглашений с правительством РК. Положительный ответ означал бы отказ государства  от взятых на себя обязательств, как участника международного сообщества.

 

На данный момент не производилась оценка  масштабов  и объемов  предоставляемой иностранной финансовой поддержки деятельности НПО.   Государство также  в свою очередь выделяет значительное финансирование, но есть ряд различий.

 

 

 

Государство начало финансировать НПО в 2003 году, когда финансирование из государственного бюджета (республиканского и местного) неправительственных организаций составило 11 млн. тенге, и достигло  4,7 млрд. тенге в 2012 году. 

 

В то же время государство выделяет в большинстве случаев средства на пропаганду государственной политики, например, разъяснение послания среди различных категорий населения, проведение форумов и  акций.  Однако деятельность НПО не ограничивается информационной разъяснительной деятельностью.

 

Возьмем к примеру правозащитную деятельность,  направленную на защиту прав и интересов гражданина, ущемленного государственными органами.  Будь то мониторинг соблюдения прав осужденных, журналистов, соблюдения международных документов, к которым присоединился Казахстан, вся эта работа не может финансироваться государственными органами по определению конфликта интересов. Государственные органы не могут финансировать собственных критиков со стороны НПО. То есть мне не представляется возможным, чтобы НПО готовили альтернативные к правительственным доклады о соблюдении прав человека в Казахстане на средства самих же госорганов.

 

К тому же, не весь перечень реализуемых проектов НПО находит финансовую поддержку у государства. Эффективность государственного социального заказа как механизма государственного финансирования деятельности НПО обсуждается годами, на каждом гражданском форуме неправительственные организации формулируют многочисленные рекомендации по его совершенствованию,  вопросов меньше не становится, начиная от содержания до процедур.

 

 

Как свидетельствует график, объемы финансирования в регионах сильно отличаются,  7 регионов за период 2003-2012 годы выделили больше среднего значения (среднее значение 424 млн. тенге) на реализацию государственного социального заказа, и 9 регионов ниже среднего значения. Данный факт свидетельствуют о разных возможностях финансирования НПО местными исполнительными органами  в зависимости от региона.

 

НПО испытывают определенные трудности при участии в конкурсах на государственное финансирование.

 

Например, в фонды можно отправить проектные заявки  по электронной почте, но чтобы получить государственный социальный заказ, необходимо нотариально заверить несколько документов, собрать много документов и самому отвезти их в Астану, что финансово ограничивает участие региональные и сельские НПО.

 

Последние изменения в налоговое законодательство также несут в себе определенные трудности при реализации государственного социального заказа, так, по данным известного налогового эксперта Натальи Янцен, оплата НПО транспортных расходов участников семинара и других мероприятий, будут признаны доходами физического лица, и с этой суммы должен исчисляться и уплачиваться индивидуальный подоходный налог  

 

Новое требование при получении государственного социального заказа: победителям в конкурсах по госзакупкам необходимо провести одно или даже несколько мероприятий, затраты на которые будут не менее 30 процентов от суммы госзаказа, за личный счет.

 

Прежде чем предлагать отказаться от иностранного финансирования, необходимо провести работу по оценке объемов финансирования в секторе НПО, сколько инвестиций - государственных, частных и иностранных - привлекает неправительственный сектор, какой объем товаров и услуг производит третий сектор, оценить эффективность государственного и негосударственного финансирования. Во многих странах производится оценка вклада НПО в ВВП страны и в ряде европейских стран этот показатель достигает от 4  до 8%.

 

Во избежание необоснованных обвинений в деструктивной деятельности неправительственному сектору и источникам его финансирования необходимо активно внедрять принципы прозрачности и подотчетности. Публиковать информацию о своей деятельности об объемах финансирования и выполненных мероприятиях должны все – НПО, зарубежные фонды, государство и частные организации, финансирующие некоммерческий сектор. 

Свежее из этой рубрики