Дина Идрисова, психолог, журналист, специально для Vласти

Настала эра экспертов. Видимо, человечество, в массе своей, достигло возраста акме. Когда юность со старостью встретились в той самой точке, когда человек уже знает и еще может. И использует это уникальное состояние, чтобы улучшать все вокруг. Чаще фиксируя внимание на жизни ближних своих. Которые, по мнению просвещённых, еще не достигли своего акме.

Сработал принцип сотой обезьяны или что-то такое. Знаете, такая мифическая, по слухам, даже выдуманная теория о том, что как только что-то переходит к черте критического максимума, это внезапно овладевает массами, далекими от первоначального распространения симптома.

Немного про обезьян. Все началось с того, что на островах, никак друг с другом не связанных, одна макака догадалась мыть батат перед едой. За ней стали повторять действия другие макаки, и как только количество перевалило за сотню (условную, конечно), то умение мыть батат перед едой внезапно и поголовно овладело всей популяцией, даже и с соседних островов, которые не могли сами наблюдать за тем, как это делали другие макаки.

Вот и с человечеством приключилась такая же история. Как только удельная масса «экспертов» достигла критического числа, умение быть экспертом вирусно или воздушно-капельно распространилось на многих. Вы и сами это прекрасно умеете: знать лучше всех. Тут главное — не смущаться, тогда люди и потянутся. За советами. Но начинать лучше самостоятельно, тогда, когда еще никто ничего и не спросил.

Предположим, выдал кто-то текст. Тут-то и надо внимательно и вдумчиво объяснить автору, в чем именно он неправ, и как следовало, если вообще следовало, этот текст писать. Тоже самое — где угодно. Картины, фильмы, программы, передачи, манера одеваться, говорить, ходить, помогать другим, строить, водить машину, играть на саксофоне. Да мало ли!

Основывать экспертное мнение можно на трех основных китах. На собственном богатом жизненном опыте, во-первых. Тут уж никто не сможет ничего возразить. Хотя бы из уважения к пережитому в рамках опыта. Зачем же кому-то еще повторять этот тернистый путь, если звезд все равно не видно, надо встать на очередном жизненном перекрестке и всех сворачивать. Экономить чужое время и силы, что может быть благороднее? Можно, напротив, упорно вести всех к своей цели, которая была выпестована и вымучена, а все ложное было отринуто. И вот от всего ложного, как раз, и можно всех предостеречь.

В качестве второго кита может выступать критерий количество происшествий на единицу времени. Если жизнь к вам благоволит, и с вами то и дело происходят разнообразные конфузы, казусы и приключения, то вы смело можете записываться в эксперты. И по вышеизложенной схеме оберегать других от.

В-третьих, если уж ваш уникальный жизненный опыт подтвердился в любом виде: от литературных и кинематографических произведений до хроник новостей, можно смело делать вывод о том, что эмпирика нашла подтверждение теорией. Дальше только один путь — указывать как жить, чтобы непременно хорошо. «Хорошо» не абсолютная же категория, значит ваше вполне может выступать мерилом.

Во всем этом плохо только одно. Все эти, хотя уже и немногие, не достигшие своего и общечеловеческого акме, как правило, сильно сопротивляются. Иногда даже и вовсе оскорбляют. Язвительными выпадами и отсутствием заслуженной благодарности. Иные и вовсе грубо отказывают в принятии такой помощи безвозмездно. Утверждают, что точно за такие же консультации платят специально обученным людям и советуют не делать этого бесплатно. Трудно с той небольшой частью человечества, которая не подвержена эффекту сотой обезьяны и не понимает, как легко и приятно быть экспертом.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые