• 9580
Клятва журналиста. Личная версия Дуйсековой С.К.
Если я хочу быть хорошим журналистом, то обязуюсь; Не употреблять выражений «старожилы не запомнят», «неумолимая стихия», «мать-кукушка», «юное дарование», «маститый писатель», «горе-проектировщики», «распоясавшиеся молодчики», «брутальный красавец», «разбушевавшийся аким», «зарвавшиеся чиновники», «доморощенный меценат», «наши доблестные полицейские».

 

Салима Дуйсекова, специально для Vласти

 

Если я хочу быть хорошим журналистом, то  обязуюсь;

 

Не употреблять выражений «старожилы не запомнят», «неумолимая стихия», «мать-кукушка», «юное дарование», «маститый писатель», «горе-проектировщики», «распоясавшиеся молодчики», «брутальный красавец», «разбушевавшийся аким», «зарвавшиеся чиновники», «доморощенный меценат», «наши доблестные полицейские».

 

Не шутить  про « Вашингтонский обком партии» и т.д.

 

Не называть проституток «жрицами любви».

 

Не сообщать зрителю и читателю каждую божью осень про внезапно зацветшую вишню, яблоню, сирень, жимолость, липу, берёзу, осину и сакуру.

 

Не употреблять выражение «были поражены даже видавшие виды полицейские и врачи».

 

Не употреблять выражение «родители погибшего до сих пор не могут поверить в его гибель». Особенно в тех случаях, когда после гибели прошли всего лишь сутки.

 

Не называть  в шутку исторических личностей по имени-отчеству, например, Чингиз хана   - Чингизом Есугеевичем.

 

Репортаж о производстве валенок не начинать с сообщения, что человек произошёл от обезьяны.

 

Не завершать интервью фразой «Спасибо за интервью».

 

Не придумывать заголовков «И вальса звук прелестный», «Прииртышье в фарватере стабильного развития», «Коммунальщиков призовут к справедливости»,   «Госуслуги – на контроль», «Сөздің шыны керек»,  «Где тонко, там и рвётся», «У семи нянек дитя без глазу», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Время собирать камни», «Маршрут Вахты памяти», «И стар и млад шубату рад», «Жить в мире и согласии», «Наш ответ Чемберлену», «И в том пассионарность Астаны!», «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

 

Не употреблять в заголовках одновременно восклицательный и вопросительный знаки - «Где деньги, Зин?!»

 

Придумав оригинальный заголовок, не растолковывать его смысл в тексте. Читатель не дурак.

 

Правда, бывает, иногда, что   читатель всё-таки – дурак, но ты же не для него, дурака, пишешь.

 

Не сообщать зрителю и читателю, что в ауле Малые Баурсаки   родился двухголовый телёнок, жеребёнок, поросёнок, утёнок, гусёнок.

 

 От репортажа о дыне, арбузе, ягнёнке, козлёнке, на боку которых «написано» имя пророка, тоже можно воздержаться. Нехорошо   отнимать хлеб у новостных  каналов.

 

Не употреблять выражений «убит прямо во дворе своего собственного дома», «удушен прямо в своём собственном кабинете», «застрелен прямо в своём собственном автомобиле». Как будто есть специально отведённые для убийств места. Оставить все эти кретинские клише ведущим новостей канала КТК.

 

Готовя   очередной репортаж о том, что в селе «вот уже восемь лет» нет воды, света и газа, после беседы с эмоциональными пейзанами обязательно разыскать местного акима и задать ему несколько ласковых вопросов, а не демонстрировать  крупным планом амбарный замок на  двери акимата.

 

В репортаже о матери, утопившей младенца в выгребной яме, не показывать сам туалет с распахнутой настежь,   криво висящей на петлях, дверью.

 

Не фотографироваться со знаменитостями.

 

Не дружить с режиссёрами, сценаристами, директорами театров.

 

Или дружить, но тогда уж и не заниматься кинокритикой.

 

На кинофестивалях не брать  подарочный набор в пакете, где лежит позорный галстук, который не наденет  ни один приличный человек, футболка  с логотипом, ручка и дурацкая бейсболка, и уж тем более позор – получать от  хозяев фестиваля дипломчики в пластиковых рамочках «за многолетнее сотрудничество и правильное освещение в СМИ…»

 

Не оставаться на фуршеты.

 

Ещё раз – не оставаться на фуршеты.

 

Не принимать в подарок книгу от её автора, если собираешься писать на неё рецензию. Книжные магазины пока ещё функционируют.

 

Не записывать интервью со «школьным учителем» Президента, если на вид ему лет шестьдесят с небольшим.

 

Не называть Амантая Кажи эпатажным политиком.

 

Вообще не упоминать имя этого существа, ни в каком контексте.

 

Исключить из своего лексикона навсегда само прилагательное «эпатажный».

 

Не брать интервью у лидеров парламентских партий.

 

В целях самообразования читать самых худших и самых лучших авторов.

 

Не уподобляться «лучшему журналисту страны» и носителю подвижной морали А. Платонову, обрушивая «праведный» гнев на авторов пенсионной реформы только после того, как законопроект подверг критике Президент. Ещё лучше, если при этом удастся воздержаться от притворно-подавляемого   артуроплатоновского  катания  желваками и драматической пляски бровями.

 

Оставить лозунг «нельзя критиковать коллег» трусливым представителям профессии.

 

Идиотов, долдонящих , что «журналист должен быть объективным», громко и отчётливо посылать к чёртовой бабушке.

 

Помнить, что журналист всегда пристрастен, иначе он не журналист.

 

Если редактор просит выкинуть из текста самый острый абзац, (Салима, зачем нам головные боли?) то предпочесть не публиковать текст вообще.

 

Добиваться, чтобы  твои тексты, даже опубликованные под псевдонимом, были  мгновенно узнаваемы по твоему неповторимому, уникальному «почерку».

 

Не забывать, что самый страшный враг журналиста – самоцензура.

 

Формировать, беречь и сохранять свой собственный  стиль в журналистике.

 

Не вступать в Союз журналистов РК.

 

Никогда не вступать в Союз журналистов РК.

 

Никогда. Не вступать. В Союз журналистов РК.

 

Свежее из этой рубрики