Марат Асипов, журналист, специально для Vласти

В этом месяце мы имели удовольствие наблюдать за поведением нашей так называемой элиты в экстремальных условиях. То есть когда их строили как нерадивых школьников, и им приходилось выслушивать крайне неприятные вещи. Команда:«Садись!» - и вот в момент обмякший аким или министр стекает по спинке стула. 

Но вот что характерно, не нашлось ни одного человека, кто бы возразил, дескать, не так все, я считаю себя правым, вот мои аргументы и т.д. Хотя формат встречи назывался совещанием, но вещал всего один.

Это печально.

Мы же ведь знаем, как себя ведет начальство на местах. Со стороны посмотреть - сильные мужчины, держатся уверенно, и, вообще, хозяева жизни. Но все эти свойства куда-то испаряются, а потом снова возникают, как только человек покидает ковер в кабинете начальника.

В казахской культуре наиболее известными акынами стали те, кто не боялся власти, и говорил хану, султану или волостному правду в лицо.

Знаменитого Биржан-сала даже избили люди волостного, когда он отказался выполнить приказ заткнуться. На одном из съездов с участием русского начальства акын Биржан был в центре внимания, волостные побоялись, что это не понравится царским чиновникам, и они попытались запретить поэту петь свои песни. Но Биржан не подчинился, и это был мужественный поступок, оставшийся в истории. Другой акын, Шернияз, друг борцов с колонизацией страны - Махамбета Утемисова и Исатая Тайманова - даже под страхом смерти нашел в себе мужество обвинить султана Баймагамета в предательстве и назвать псом.

Конечно, сейчас времена стали помягче, такого запредельного героизма никто не требует от наших начальников, но хотелось бы хоть чуточку принципиальности. Даже не ради себя и своей репутации. Если хотя бы раз в пятьдесят лет не будет таких примеров, какие были описаны выше, на кого равняться простым людям?

Но вместо этого мы видим как сложилась судьба бывшего министра труда и социальной защиты населения Серика Абденова. Да, ему пришлось немало пережить за короткий период работы в этой должности. Сначала он был против повышения возраста выхода на пенсию. Потом вышел с прямо противоположным проектом и так его защищал, что вошел в историю и как мистер "Патамушта", и как мишень для яиц. А кончилось все скандальной отставкой под общее улюлюкание, хотя женщинам все равно придется работать на пять лет больше.

Обрезание декретных выплат, кстати, тоже на его совесть повесили. То есть министра использовали в антинародных целях, но при этом дали критикам возможность отвести душу, спустили пар, а затем убрали с глаз долой. Он весь в яйцах, а все вокруг - в белом.

Возможно, кто-то считает, что должность советника председателя правления национальной компании «КазМунайГаз» - хорошая компенсация за все пережитые унижения и испорченный костюм. И, наверняка, он вскоре вновь возникнет в роли министра, проверенными кадрами не разбрасываются, а уж с такими гибкими и вовсе никогда не расстаются.

Можно было бы и не вспоминать этого одноразового министра, но уж очень его пример показателен. Это же настоящее пособие для подрастающего поколения - как попасть в обойму и сделать блестящую карьеру. Мог бы он сказать в самом начале: «Вот не считаю нужным идти против своих убеждений!» - и подать в отставку. Мог. И это было бы правильно, с моей точки зрения.

Принципиальность, честность и верность убеждениям - разве не на таких примерах должна учиться молодежь? И ведь был же достойный повод - защита интересов миллионов женщин. Но кто б тогда его пустил в «КазМунайГаз»?

Теперь-то понятно, почему инициаторы повышения налогов на транспорт и имущество - министры Ерболат Досаев и Болат Жамишев, не сопротивляются публичной порке за свои идеи. Нет бы сказать: мы столько времени говорили, что это должно быть так, а не иначе, мы потратили время. Но они молчат.

Да, Нурлан Каппаров что-то там возражал против гептила. Но Протоны будут запускать. И Каппаров остается в кресле.

Про парламент я даже не говорю. Они сначала принимают закон, потом радуются, что его отклоняют. Тут даже как-то неловко говорить, что где-то существуют такие понятия как честь и достоинство - сочтут сумасшедшим.

По Дарвину естественный отбор ведет к выживанию сильнейших. Селекционеры выбирают некие свойства растений и животных и стараются их усилить. Получаются клоны, мутанты и гибриды. Хоть и вкусные, но выживают только в теплице и на удобрениях. А у нас прошла какая-то отрицательная селекция: министры, депутаты, премьеры - отбираются самые гибкие, не страдающие избыточной принципиальностью и вообще, со всем согласные. На ветру такие продукты селекции отставлять нельзя. Отработанный материал распихивают по теплицам - кого «Казмунайгаз», кого - в банк или еще куда.

А потом экономисты удивляются, почему это в квазигосударственном секторе расходы растут, а доходы и прибыль падают. Но даже потраченные на них средства хоть и жалко, но не так и страшно - не дороже денег.

Хуже всего, что элита своим примером показывает, как нужно жить. Чем гибче и безмолвнее с начальством, тем успешнее карьера.

Принципиальность есть, но ее берегут для Швейцарии. Для тех, кто внизу - это сигнал. И вот уже верхи начинают требовать соблюдения приличий у низов - ну там, погашайте вовремя кредиты, работайте, не воруйте у хозяев. То есть уже и элементарная порядочность в обществе под большим вопросом. Но с кого брать пример, когда мораль загнали под плинтус?

Кстати, никто не объясняет, почему падает производительность труда в Казахстане, а коррупция, наоборот, растет. На самом деле, экономические показатели - суть производные от морали и общественных норм. Люди с рабской психологией не могут хорошо работать, а вот воровать - всегда готовы.

Много лет назад я позвонил начальнику алматинской городской полиции с просьбой найти честного мента. Чтобы жил на одну зарплату. Тот заподозрил меня в тайных кознях, но я клятвенно пообещал, что распишу в статье его доходы и расходы до копейки.

Только через три дня такой сотрудник нашелся. Оказалось, лежал в госпитале, в неврологическом отделении. Найдется теперь еще такой?

Хотя бы в госпитале...

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые