Екатерина Баркова, бизнес-тренер, специально для Vласти

Колумнист Vласти Екатерина Баркова в прошлом — журналист, диктор рекламы, ныне — бизнес-тренер рассуждает том, почему рекламные ролики приучили нас к тому, что дурновкусие стало нормой, «геморрой» и «недержание» теперь не стесняются называть в эфире своими именами, а рынок рекламы превратился в низкопробный театр абсурда, в котором скандальный баннер Tele2 выглядит практически образцом креатива.


Не могу видеть и слышать нашу рекламу. Меня от рекламных роликов просто оторопь берет. Такое ощущение, будто современные производители рекламы совершенно не включают голову. В погоне за потребителем в ход идут любые средства. Во-первых, все вещи уже давно стали называть своими именами. «Понос», «геморрой», «недержание мочи» — без эвфемизмов и прочих нежностей, прямо в лоб, хорошо поставленным дикторским голосом. Еду в такси и слышу по радио: «Собираешься на романтическое свидание? Не забудь взять с собой антибактериальный спрей, он защитит от любых инфекций влагалища!». Я, взрослый человек, краснею и ежусь, водитель-мужчина тоже, а рядом с ним сидит его дочь 3-5 лет. И что папе ответить ребенку, который спросит про значение непонятных слов?..

Возможно, я просто ханжа и темы небритых подмышек и проблем с кишечником уже давно спокойно обсуждаются в каждой семье. Но зачем так радостно? У нас же самых счастливых людей можно увидеть именно в рекламе. Под веселую музыку, радостно улыбаясь, они пьют микстурки, покупают дезодоранты и прокладки — и весело сообщают, что теперь у них нет запоров и «нигде ничего не протекает». Лично у меня при виде этих радостных людей появляется стойкое ощущение, что быть больным, плохо пахнущим и не эпилированным — это нереально круто. И совершенно естественно. Потому что диктор говорит об этом с утвердительной интонацией: «Замучила изжога, жалуетесь на тяжесть в желудке. Попробуйте ...!»

То есть вначале навязывают проблему, а потом быстренько предлагают ее решение. Чтобы ты вдруг не начал сомневаться или, не дай бог, думать.

Самое замечательное в рекламе — это тексты. Ошибки и каламбуры на каждом шагу. «До яркого лета осталось...» (какие еще доярка с валетом?), «Пейте без остановки напитки из черноголовки!» (к слову, черноголовка — это такая птичка), или вот, мое любимое «Вы тоже хотите есть то, что любите? Попробуйте крем такой-то!» (ага, всю жизнь мечтала попробовать). Про ошибки, встречающиеся в наружной рекламе, я уже не говорю — их, видимо, производители делают специально для гуляющих по сети «фотожаб».

А еще человек в рекламе постоянно разговаривает со своими частями тела. «Твои ножки скажут тебе спасибо!», «Позаботься о микроклимате своего кишечника», «Не дай поту помешать тебе на пути к твоей цели!», «Что ты делаешь для красоты своих подмышек?». Он относится к ним как к живым людям, борется с ними или же, наоборот, вступает в сотрудничество в совместной борьбе за красоту ногтей. При этом самый страшный враг человека — это секущиеся волосы или кариес. От которых, к счастью, есть надежное разрекламированное средство.

... Я помню советские рекламные ролики — короткие, хорошо снятые, они смотрелись как отдельные телесюжеты. Помню «Ночь пожирателей рекламы», где можно было увидеть настоящие шедевры качества, стиля и юмора, и где-то там, между делом, рекламу товара. То, что делают сейчас, это какой-то бред и оболванивание. В одном из рассказов Макса Фрая описывается мир, в котором рекламу довели до абсурда, потому что только так можно было заставить потребителя обратить на нее внимание. Когда я вижу ролик, в котором пальцы на ногах изображают в виде людей, и они, эти пальцы, носят панамки, я понимаю, что мы — добровольные персонажи какого-то кино абсурда.

Общество потребления уже давно наелось всеми предлагаемыми ему благами, его нужно постоянно эпатировать и держать на крючке. Лично меня не удивило появление баннера Tele2. Кстати, он хотя бы прилично смотрелся.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые