Все началось с футбола и разговора писателя Акунина и его жены. А может быть с того, как вымерли динозавры или с того, как женщины решили бороться за свои права. В общем, сложно сказать, когда это случилось впервые, но сегодня каждый сталкивается с этим. С бестактными вопросами, некорректными замечаниями, невежливым обращением.
Дина Саблина, психолог, журналист, специально для Vласти
Все началось с футбола и разговора писателя Акунина и его жены. А может быть с того, как вымерли динозавры или с того, как женщины решили бороться за свои права. В общем, сложно сказать, когда это случилось впервые, но сегодня каждый сталкивается с этим. С бестактными вопросами, некорректными замечаниями, невежливым обращением.
А дело в том, что такт, ровно как и бестактность - вне закона. По закону, впрочем, можно получить срок за бестактный жест. Но это скорее вызовет негодование благородной публики. Даже желтая карточка за широкий, но не слишком приличный жест в сторону болельщиков повлечет за собой трогательные сообщения об исключительно тонкой организации футболиста, вынужденного именно так отреагировать на остракизм. Что же нам остается? Только простить героя, ведь победителей не судят.
Совсем недавно, но уже довольно прочно хамство общепризнанных гениев сравняли с, собственно, гением. Мы поклоняемся докторам Хаусу, Коксу, Быкову. И все же не стоит ставить знак равенство между хамством и гениальностью. Можно быть хорошим специалистом, остроумным человеком и не хамить. Врачебный же цинизм, имеет несколько иную природу.
Как-то я читала о разговоре писателя Акунина и его жены, она утверждала, что чем талантливей человек, тем больше на нем обязательств, а оправдывать собственной значимостью дурной характер - недопустимо, ведь именно с таких, одаренных, другой, больший, спрос. Я разделяю мнение писательской жены, но с некоторыми дополнениями.
Совсем недавно наблюдала одну виртуальную ссору. Один юноша обвинял другого юношу в непозволительном поведении. Напирал на то, что поведение непозволительно хотя бы потому, что автор обвинений - не "сам по себе мальчик", а представитель некоторой влиятельной структуры. То есть тактичное поведение - не норма, его еще заслужить надо. Мы по умолчанию считаем, что продавец может, например, нам хамить, если мы покупатель, но не смеет этого делать, если мы покупатель с "корочкой".
Почему же мы сами ограничиваем себя? Оправдываем бестактность сложными жизненными обстоятельствами, социальным статусом, душевной организацией, гениальностью? Почему так сложно априори желать деликатного к себе отношения? Почему сами мы тоже разделяем людей на тех, с кем следует себя вести уважительно, и тех - кому можно демонстрировать бестактность?
Видимо, такт вещь очень хрупкая. Боясь его износить, использовать его нужно только в крайних случаях. Когда необходимо блеснуть, произвести впечатление, показать свою принадлежность к высшем сферам, где можно позволить себе эту роскошь - быть тактичным. Крайне сложно современному человеку, живущему в бесконечной круговерти дел, набраться смелости время от времени учитывать чувства других людей
А наш юноша из примера - просто все перепутал. Не сообразил, незамутненный, что ему бы как раз сейчас повести себя тактично, не навлекать на себя гнев. А отыграться потом уже на ком-то, не представляющем никаких уважаемых структур. Сложно не запутаться в хитросплетениях проявления и не проявления такта. С законами - проще, ведь даже их незнание не спасет нарушителя. Что же делать с тактом? Составить свод непременных к воспроизведению правил? История человечества хранит многочисленные опыты таких сводов. У каждой профессии, в каждом учреждении, начиная с детского сада, а порой и раньше - в семье, есть свои собственные нормы поведения. Мы каждый день им следуем.
Принудить к такту невозможно, несмотря на то, что именно на нем иногда построено все общение. Быть может, именно свободу не быть тактичным, чаще всего мы и пытаемся отстаивать своими действиями?