• 7302
Родили в муках
Так уж вышло, что я оказалась беременна. На седьмом месяце. Не сразу, конечно, на седьмом, все происходило постепенно. Просто именно на этом сроке женщины, как правило, начинают задумываться о пособиях и прочих выплатах, положенных за, для и в честь рождения малыша. Об этих женских «бонусах» и пойдет речь. Точнее, об одном из них – единовременном пособии по беременности и родам.

 

Антонина Кукаева, журналист, специально для Vласти

 

Так уж вышло, что я оказалась беременна. На седьмом месяце. Не сразу, конечно, на седьмом, все происходило постепенно. Просто именно на этом сроке женщины, как правило, начинают задумываться о пособиях и прочих выплатах, положенных за, для и в честь рождения малыша. Об этих женских «бонусах» и пойдет речь. Точнее, об одном из них – единовременном пособии по беременности и родам.

 

До 2008 года это пособие казахстанские женщины получали от работодателя. Грубо говоря, оно равнялось четырем окладам. Причем, никаких налогов с этой суммы не удерживалось. Сколько зарабатывала – столько получила, все было понятно и прозрачно. Правда, говорят, что случались злоупотребления: недобросовестные работодатели под любым предлогом увольняли беременных женщин, дабы не выплачивать солидные пособия. Впрочем, не думаю, что это явление было повсеместным, в конце концов, такая несправедливо уволенная всегда могла обратиться в суд, трудовое законодательство еще никто не отменял.

 

Как бы то ни было, с 2008 года этот груз ответственности с работодателя сняли и источником выплаты пособия стал Государственный фонд социального страхования. Ежемесячно работодатель из собственных средств перечисляет в фонд денежку – 5% от величины зарплаты каждого сотрудника за вычетом пенсионных взносов. Когда наступает страховой случай, эти «накопленные» фондом деньги идут на социальные выплаты, в том числе и на выплату по беременности и родам. Из-за этого теперь почему-то считается, что беременным платит государство, хотя по сути дела – тот же работодатель. Порядок расчета пособия не сильно изменился – та же среднегодовая заработная плата, умноженная на 4 (я намеренно не даю точные расчеты и коэффициенты, при желании их можно посмотреть на сайте http://gfss.kz и в других официальных источниках). Вот только с этой суммы еще удерживался налог, эдакое двойное налогообложение получается.

 

Несколько дней назад были приняты поправки в законодательство по вопросам соцобеспечения. Обсуждали их, кажется, еще с лета прошлого года, и вот родили. В муках. В числе прочего эти поправки затронули и беременных с их единовременным пособием. А конкретно тех, чья заработная плата составляет более 10 МЗП (минимальных заработных плат), и тех, кто до выхода в декрет отработал менее 12 месяцев. 10 МЗП на текущий момент – это 186 000 тенге. Не мало, но и не так уж много. В моем окружении многие женщины зарабатывают больше этой суммы. Я уже не говорю об индивидуальных предпринимательницах, которые поднимают малый бизнес республики, и чьи ежемесячные доходы могут существенно превышать этот «потолок». По новому закону, сколько бы ты ни зарабатывала, сколько ни билась рыбой об лед, декретные будут рассчитывать, исходя из этого максимума – 186 000 тенге. Таким образом, и женщина, зарабатывающая 300 000 тенге в месяц, и женщина, зарабатывающая 186 000, получит около 700 000 тенге. Еще и налог с этой суммы заплатит, а как же – 10%. Справедливости ради нужно сказать, что «потолок» для расчета суммы выплаты существовал и до этого. Но он составлял 75 МЗП! 10 и 75 – существенная разница.

 

Чем объясняется внезапная жадность, овладевшая государственными мужами? Якобы, расплодились в нашей стране мошенницы, которые, фактически не получая высоких зарплат, фиктивно делали большие социальные отчисления и обманывали государство на солидные декретные. Впрочем, несложная арифметика подсказывает: чтобы много получить, нужно вложить немногим меньше. Выгода сомнительна, да и бороться с такими аферистками можно иным способом, для этого не обязательно «подсекать» всю экономически-успешную часть женского населения страны. Хотя статистика, что стоит на страже государственных интересов, утверждает, что таких женщин в стране совсем немного – всего 4%. Не могу оспаривать, но верится с трудом. В любом случае, это не довод, чтоб не учитывать их интересы.

 

Про соседнюю Россию рассказывают страшные истории, будто бы там некоторые женщины рожают ради материнского капитала, а потом бросают своих детей. Такие факты были, ведь в России материнский капитал (сейчас это порядка $13 500) получают все женщины без исключения, независимо от того, работают они или нет. Я уверена, что наши женщины таких корыстных целей не преследуют. Тем более женщины образованные, успешные, занимающие хорошие должности и имеющие собственный бизнес. И наше государство это прекрасно понимает, а потому может спать спокойно – угрозы для демографической ситуации в стране нет. Мы, умные и самодостаточные, рожать меньше не станем. Но и больше, возможно, тоже.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые