В конце сентября - начале октября (ориентировочно 30.09-1.10) премьер-министр Испании Мариано Рахой посетит с официальным визитом столицу Казахстана. В канун этого события Vласть публикует статью испанского эксперта  Николаса де Педро, научного сотрудника центра международных исследований в Барселоне о взаимоотношениях двух стран.

Николас де Педро, научный сотрудник центра международных исследований в Барселоне (CIDOB), специалист по Центральной Азии и Индии, специально для Vласти

И официальный Мадрид, и Астана дают имеющимся между странами стратегическим двусторонним отношениям превосходную оценку. Как известно, именно близкая дружба президента Нурсултана Назарбаева с испанским королем Хуаном Карлосом I стала ключевым элементом в установлении двусторонних связей. Мадрид настоял на сближении Европейского Союза с Казахстаном, а испанская дипломатия активно поддержала некоторые из самых амбициозных намерений Астаны, среди которых заявка на проведение международной выставки ЭКСПО в 2017 году и проведение саммита ОБСЕ в 2010 году. Не стоит забывать, что Казахстан обрел долгожданную возможность возглавить ОБСЕ именно на саммите в Мадриде в 2007 году, получив решающую поддержку от испанского председателя организации. Тогда министр иностранных дел Канат Саудабаев сказал: «Казахстан этого не забудет». Сейчас же настал тот момент, когда можно воплотить то обещание в реальность.

24 июля произошла железнодорожная катастрофа в окрестностях Сантьяго-де-Компостела, на северо-западе Испании, в аварии погибли 80 человек, еще 130 получили ранения. Хотя инцидент все еще расследуется, результаты предварительного следствия указывают на виновность людей, допустивших ошибки в управлении обычным, не высокоскоростным железнодорожным транспортом. Надо отметить, что сейчас под сомнением находится не безопасность всей сети испанских железных дорог, а лишь некоторые протоколы компании, имевшей лицензию на перевозки на этом участке пути.

Несмотря на это, кадры с крушением поезда, облетевшие весь мир, нанесли серьезный урон имиджу индустрии, которая находится в ряду самых конкурентоспособных в мире. Например, консорциум испанских компаний планирует построить высокоскоростную железнодорожную линию в Саудовской Аравии, которая свяжет Мекку и Медину. И в данном случае испанский опыт в Казахстане может сослужить хорошую службу, продемонстрировав инновационность и надежность испанских железнодорожных технологий в условиях резко континентального климата. Эти хорошие результаты и взаимное доверие привели к учреждению совместного предприятия «Тулпар Тальго» и созданию завода в Астане, который и займется производством пассажирских поездов для будущей железнодорожной «флотилии» Казахстана.

Несмотря на то, что международные масс-медиа, возможно, излишне драматизируют, нельзя отрицать, что Испания столкнулась с непростым периодом экономического спада. В стране царит пессимизм, и население с жадностью воспринимает любые хорошие новости. И все они, нужно сказать, приходят извне. После сложнейшего периода реформ и суровой экономии показатели конкурентоспособности Испании начинают расти. Впервые за десятилетия Испания достигла профицита в торговле и стала едва ли не единственной страной, чья доля в мировой торговле в настоящий момент увеличивается.

Помимо всего прочего, Испания сохраняет традиционные составляющие своей конкурентоспособности. Семь из десяти крупнейших инфраструктурных компаний, занимающихся гражданским строительством, являются испанскими. Испания продолжает экспортировать передовые технологии в области управления водными ресурсами, опреснения и возобновляемых источников энергии. Например, испанская компания «Абенгоа» («Abengoa») возводит крупнейший в мире парк солнечных батарей в Фениксе, штат Аризона, США, суммарной мощностью 250 МВт. Более того, Испания обладает сильным и современным оборонно-промышленным комплексом, который уже показал себя в Казахстане – главным образом, посредством соглашений между министерством обороны республики и такими испанскими компаниями как «Индра» («Indra») и «Эйрбас Милитари» («Airbus Military»), подразделением конгломерата Европейского аэрокосмического и оборонного концерна с большим заводом в Севильи.

В июле 2009 года Испания и Казахстан подписали в Астане соглашение о стратегическом партнерстве. С тех пор количество двусторонних визитов и заключенных в разных сферах договоров увеличилось в разы. Казахстан начинает играть все более заметную роль во внешнеполитической повестке Испании и рассматривается Мадридом как все более значимый экономический партнер. Предстоящий визит в Астану испанского премьер-министра Мариано Рахой – это возможность стремительного перехода двусторонних отношений на более высокий уровень. Испания планирует установить высокоскоростное железнодорожное соединение между Алматой и Астаной. В данных обстоятельствах действия казахстанских властей будут иметь значительный эффект для Испании, и тогда, возможно, и мы сможем сказать что-то вроде: «Испания этого никогда не забудет…».

CIDOB – Центр международных исследований в Барселоне. Занимается изучением проблематики международных отношений. В глобальном рейтинге «мозговых центров» в 2012 году признан самым влиятельным в Южной Европе, находится на 18-м месте в Европе.

Перевод с английского Маргариты Бочаровой.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые