Дина Идрисова, психолог и журналист, специально для Vласти

- У вас, кроме токсоплазмоза, больше ничего нет? – разносилось на весь коридор. – Ну, медикаментозный аборт делать уже поздно. Девушки в очереди краснели, бледнели и отворачивались друг от друга. В конце коридора нарастал другой шум.

Дама в халате конвоировала мужчину и громко поясняла:

- А потом выяснилось, что это был вор. А у вас такой вид… Где, говорите, ваша жена?

Жена нашлась тут же, в очереди, мужа опознала и буквального на амбулаторной карточке поклялась в том, что ее муж не вор.

Гарантированный объем медицинской помощи не гарантирует человеческого отношения, разумеется. Но почему никто не вспоминает о том, что в обществе принято уважать друг друга. Или уже не принято?

Сначала в сети появляется история об экстремальном тимбилдинге. Оказывается, если человек плохо работает, его нужно перевоспитывать в духе модных реалити-шоу. То есть всякие выговоры, штрафы и увольнения – не работают. Работают ситуации, в которых человек должен почувствовать себя чуточку ничтожным.

Чуть позже сетевое общество раскалывается по другому поводу: представитель творческой профессии с тончайшей душевной организацией позволяет себе вольности в поведении, в месте общественном и присутствие прессы, достается даже одному корреспонденту, которую потом просто уличили в непрофессионализме и сочли реакцию на него тонкодушевноорганизованного актера – симметричной.

Общество негодует. Ищет подтексты, объяснения, упражняется в острословии. И даже в этом всеобщем негодовании там мало взаимного уважения. Потому что почти всегда, оказывается, униженные сами виноваты. Ведь уважение нужно заслужить. Нужно уважать за что-то. Вот к чему уважать незнакомых пациенток, можно себе позволить во всеуслышание обсудить диагноз. Ведь если бы женщина вела праведный образ жизни, ну тогда бы и не ходила к врачу, не правда ли? Мужчина мог бы выглядеть как-то презентабельнее, и не вызывал бы сомнений в его некриминальной репутации. За что уважать сотрудника, если недоволен его работой, не за внешние же данные. А в вопросах измерения тонкости организации вообще не до того, чтобы думать об окружающих.

Все логично. Вот, к примеру, определение из словаря Ушакова: «Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств». Не видишь достоинств, не будет и почтительного отношения. Чего уж проще.

Но уважать, считают психологи, это еще и считаться с интересами другого, соблюдать приемлемый для него формат взаимодействия. Детям, к примеру, уважение не свойственно, то есть это не врожденное качество. Они возникает в процессе воспитания, взросления, становления и жизни в социуме.

А начинается все с банального уважения к себе самому. Только исходя из самоуважения можно строить с окружающими людьми уважительные взаимодействия. Даже если они не вызывают симпатии, даже если вызывают раздражения, даже если демонстрируют субъективный непрофессионализм или недалекость. Потому что в таких случаях уважение к другим базируется на уважении к себе. На уважении, если хотите, себя в отношениях с другими. Если так, то очень трудно становится общаться с позиции превосходства по принципу тонкости душевной организации, профессионализма, большого ума и так далее.

Можно, конечно, списывать все приведенные выше примеры только и исключительно на уровень воспитания участников, к вопросам морали и нравственности. Этики поведения в обществе. Но исходя из того самого, базового уважения, начинающегося с себя самого, все это автоматически становится нормой.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые