Мадина Искакова рассуждает о том, почему в случае с Максатом Усеновым неплохой кинематограф и хорошая литература испортили нас. Мы до сих пор мыслим шаблонами: главный герой, совершая неблаговидные поступки, к финалу непременно должен эволюционировать, осознать свои ошибки и в конце сделать что-то хорошее. Или же в противном случае быть наказанным.
Пару месяцев назад была у меня мысль сделать интервью с самым узнаваемым персонажем в казнете - Максатом Усеновым. На самом деле задумка была даже шире: я собиралась писать сценарий для фильма, где по сюжету пьяный молодой человек сбивает насмерть девушку (возможно, беременную для остроты ситуации). У виновника ДТП, как полагается, папа - крупный чиновник, и для надежности дядя-прокурор. Естественно, должна быть сцена, где крупным планом показывают маму, которая трясет мужа за лацканы пиджака: «Сделай же что-нибудь! Это твой единственный сын!» И все бы сошло с рук главному герою, если бы муж погибшей девушки не оказался принципиальным и настырным, но и ему приходится нелегко в борьбе с системой, где каждый винтик имеет свою цену. В фильме ключевая роль отводится мальчику-мажору, все сцены показаны его глазами. Остальные персонажи— декорация, фон, на котором происходит его трансформация личности. Вот животный страх и рефлекс убежать, когда совершено убийство девушки. Вот паника, когда нужно признаться отцу, сменяющаяся отрицанием своей вины. Но чем дальше продвигался сценарий, тем больше требовалось материала: как должна дальше складываться жизнь героя? Какие чувства он испытывал? Отвернулись ли от него друзья? Осталась ли рядом любимая девушка?
Для этого мне и нужен был Максат Усенов. Кто как не он мог рассказать о своей жизни после печально-известного ДТП? Пожалуй, впервые в Казахстане история о ДТП, совершенном избалованным сыночком, получила большую огласку, чем обычно. Известен и виновник происшествия и должность его папы. И как показала реакция общественности, градус народного гнева уже зашкаливает. Обществу требовалось торжество закона, но по иронии судьбы, именно Усенов обнажил несовершенство нашей судебной системы, где смерть человека еще не повод понести наказание. А 45 суток административного ареста — выглядят скорее издевательством, прочно заняв место мема в полемике интернет-пользователей: «Ну конечно, укради килограмм гречки и получи 5 лет или сбей насмерть человека и отсиди 45 суток ».
Но интервью не случилось. 15 ноября стало известно, что Максат Усенов попал в аварию во второй раз, сев за руль без прав и выехав на встречную полосу, что привело к столкновению с Toyota RAV4, за рулем которого сидела женщина. Она получила травму головы и была доставлена в больницу. И стало понятно, что я мыслю киношными шаблонами, где главный герой обязательно должен эволюционировать, достигнув точки просветления, но жизнь работает совсем по другим законам жанра, где люди продолжают садиться за руль без прав, гонять на скорости на дорогих машинах и по-прежнему нарушать законы. А потом их отправляют в Дубай, чтобы они продолжали жить и веселиться, выставляя фотографии в социальных сетях.
И совершенно зря я предполагала, что после череды таких циничных поступков приличные друзья должны отвернуться, они как раз-таки позируют рядом, плотно смыкая плечи друг к другу на снимке. И ставят сотню лайков на сообщении о том, что наш главный герой теперь заграницей. А он берет себе ник king_come_back (Король возвращается) и, судя по всему, действительно чувствует себя королем. Все мы подвержены киноожиданиям, достаточно почитать комментарии к новостям о дубайском отдыхе Усенова, чтобы понять: большинство верят в то, что однажды его накажут. Если не дубайское правосудие, то хотя бы высшие силы, потому что на казахстанские судебные уже нет надежды. Я бы могла написать сценарий по реальным событиям, но думаю, людям было бы слишком тошно выходить после просмотра фильма.