Ирина Севостьянова, журналист, Астана, Vласть

Да, я курильщик. Со стажем. Закурила в сознательном возрасте, уже после совершеннолетия и даже после получения университетского диплома. Захотела – и закурила. Никто мне эту мысль не вдалбливал, никакое «общественное мнение» на меня влияния не оказывало. Просто – взяла и закурила. Вред курения не отрицаю. Вредно, очень вредно.

При том, что курю сама – другим это не советую. И мне совершенно искренне претит, когда в одном помещении, к примеру, в кафе, за одним столиком сидит семья с детьми, за соседним – курящая толпа.

Часть «сигаретных» запретов я поддерживаю. Полностью согласна, что сигареты, как и спиртное, должны стоить дорого. Что нельзя продавать детям. Что нельзя курить там, где есть детвора. Да и не только дети – ведь в том же ресторане за соседним столом может оказаться и аллергик, и астматик, а для них табачный дым – мгновенная смерть.

Но вот чего я не понимаю – почему у нас все сводится к тотальным запретам. Запретили курить в общественных местах (причем изначально под общественными местами понимались крытые помещения с большим скоплением людей) – и полиция радостно кинулась штрафовать курящих на улицах. Запретили курить в кафе и ресторанах – под контроль попали те, кто додумался сделать разные залы – для курящих и некурящих.

Кстати, запретами этими активно пользуются – стало модным организовывать различные общественные кампании или даже общественные рейды. Свидетелем одного из таких рейдов я стала. В пивной ресторан в зал для курящих ворвалась такая группа «рейдующих». С плакатами, с криками, с претензиями: «А у вас тут курят, мы вас сейчас оштрафуем». Ребятам не повезло – во-первых, администратор в ресторане был уже «пуганый», во-вторых, в курящем зале отдыхали две компании – журналистская и прокурорская. Журналисты требовали от группы представиться, прокуроры – документы и основание для проверки. Рейд быстро свернули. Администратор потом пожаловался: такие рейды стабильно раз в месяц приходят. Ругаются, шумят, цепляются к посетителям и – требуют денег. В виде «штрафа».

Сейчас готовится новая идея – запрет на специально оборудованные для курения зоны. И вот этого я искренне не понимаю — перестанут курящие люди ходить в кафе и рестораны. А ведь их больше, чем некурящих посетителей. Просто взгляните на число посетителей в двух залах – в «курящем» и обычном. Курящий зал забит. В обычном зале, даже в самых популярных заведениях всегда найдутся пустые места.

А чем помешал отдельный зал для курящих в ресторане, и вовсе не представляю. Если он оборудован вытяжками, а табачный дым в другие помещения не «просачивается»? А «курилки» в аэропортах? Изолированное помещение, двери закрыты, вытяжки…

Аргументы сторонников идеи традиционны – установленный запрет на курение нарушается, вредно для здоровья, детям подается плохой пример и т.д. и т.п. А как быть с правами курящих граждан? Их в Казахстане – порядка четырех миллионов. Почему мы в своих правах ограничены? Да, вредно – но это мое здоровье. Но я хочу обедать в отдельном помещении, где я спокойно, не мешая другим, могу выпить чашку кофе и затянуться сигаретой; в аэропорту - курить в специально отведенном помещении, оборудованным урной, вытяжкой, читая при этом плакат о вреде курения. Я согласна платить за свою вредную привычку, и согласна платить больше.

Весомый аргумент – дети. Да, дети – будущее, да, они должны расти здоровыми, вредных привычек успеют нахвататься во взрослой жизни. Но запретами на курение для уже взрослых, состоявшихся, способных оплатить свою вредную привычку, людей проблемы здоровья нации не решить. Подростки будут и курить, и пить «самопальную» дешевую водку (которую, кстати, в Астане за 150 тенге можно купить в любом самом задрипанном магазинчике). Будут! И не потому, что им это навязали. Им просто нечем заняться, им некуда идти. Торгово-развлекательные центры, кинотеатры – стоят денег. Различные кружки и секции – их немного, и они тоже стоят денег. И не каждая семья может себе позволить тратить 5-10 тысяч тенге в месяц на детскую секцию. Дворовые клубы, дома творчества, дома культуры – все те места, где я проводила свое детство, исчезли. Все активно борются с курением, проводят акции, печатают красивую символику на кружках и футболках, свои сайты создают, на пресс-конференциях выступают – борются с курением, воюют за здоровье нации.

Если прикинуть, сколько на это тратится денег – хватит на дворовые клубы по всей стране. Всегда можно найти кусочек подходящего подвального помещения, в каждом дворе найдется пара-тройка активных бабушек и дедушек, которые готовы обучать детишек вязать-вышивать-пилить-строгать.

Если бы все эти «общественные» рейды и кампании с таким же энтузиазмом, как по ресторанам, прошлись бы по дворам, поговорили с КСК, да хотя бы в каждом квартале по одному-два подвала переоборудовали в дворовые клубы для детишек района – пользы обществу было бы больше, чем от этих «рейдов» по кафе да ресторанам. Но сдается мне, что нынешняя «борьба с курением» приносит гораздо больше дивидендов - ее идеологам.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые