Я ужасно завистлива. Дня не проходит, чтобы я не позавидовала чьей-то легкости бытия, головокружительному успеху, терпеливости в работе, нежным отношениям с редактором, стройной спине. Если бы я не придумала, как этим пользоваться, давно бы погибла в страшных муках.
Дина Идрисова, психолог и журналист, специально для Vласти
Я ужасно завистлива. Дня не проходит, чтобы я не позавидовала чьей-то легкости бытия, головокружительному успеху, терпеливости в работе, нежным отношениям с редактором, стройной спине. Если бы я не придумала, как этим пользоваться, давно бы погибла в страшных муках.
Все дело в том, что в отличие от Анджелины Джоли, которая, цитирую: "...всегда хотела изменить мир к лучшему. Но раньше меня больше интересовали изменения, связанные со мной лично или моими близкими и друзьями. А теперь я думаю о других. И этот путь лучше, на мой взгляд". Так вот, я еще на первой ступени. Меняю то, до чего могу дотянуться, и моя верная зависть мне в этом очень помогает. Не стану хвастать большими успехами на этом тернистом пути.
Дело не в списке побед, а принципе работы зависти на благо.
Недавно я смотрела тренинг по телевизору. Почему-то, признаться в этом еще страшнее, чем в просмотре программы "Давай поженимся". Так вот, в процессе просмотра я сделала два удивительных открытия: тренер использует мат, и второе - с помощью своей зависти я всего лишь расширяю спектр собственных ролей.
На тренинге в телевизоре учили жить не скучно и начать носить чужие роли, перестать быть только женщиной, добряком или сотрудником компании. Это, по словам ведущего, ограничивает. Чтобы разнообразить жизнь достаточно выбрать противоположную роль, разобрать ее на составляющие, присвоить их и выдать в мир. Только так в арсенале будут новые привычки и неожиданные способы реагирования на ситуации.
Примерно такой же эффект несет принцип осанки Сартра. Сартр утверждал, что вычислить благополучного человека можно по его гордой осанке. Работает, как оказалось, в обратном направлении. Осознанное выпрямление осанки улучшает самочувствие и как-то притягивает благополучие. Но нужно тренироваться.
Так же я использую свою зависть. Хотя бы потому что я не могу от нее отказаться, просто потому, что она моя. Так вот она, как любая болезненная реакция, выполняет сигнальную функцию. Боль в пояснице может намекать на проблемы с почками, зависть к изысканной словесности демонстрирует необходимость оттачивать собственный лексикон.
Иногда этого не достаточно и приходиться вести себя, как учили на тренинге. Дробить чужой успех или образ жизни на составные части и присваивать. Пусть не выходит летать на завтрак в Париж, зато можно варить кофе по специальному секретному рецепту и превращать завтрак в непременное торжество предрабочей неги. То есть действовать по принципу осанки Сартра. Даже не хочу разбираться, почему это работает.
Впрочем, во мне все еще живы установки о вредности зависти, о недостойности этого чувства, поэтому в первый завистливый момент я всегда немного стыжусь себя. А уже во второй - ловлю зависть за запястье, усаживаю на диван и мы вместе подробно разрабатываем план завоеваний. Новых умений и навыков, смыслов и мыслеформ, образов жизни и путей к успеху.
Вряд ли я освою элегантную манеру Анджелины Джоли держать пальцы у губ. Но вполне вероятно, вырасту еще до состояния менять мир в лучшую сторону. Возможно, даже просто вызывая чью-то зависть...