Марина Сапрыкина, руководитель украинского Центра «Развитие КСО», рассказывает об опыте украинских компаний в сфере социальной ответственности. По словам эксперта, количество нефинансовых отчетов, пусть медленно, но растет с каждым годом, а практики становятся все более впечатляющими и эффективными.
Очевидно, что культура социальной ответственности становится привлекательной для бизнеса на постсоветском пространстве. Почему, на ваш взгляд, компаниям важно быть прозрачными?
Сегодня становится все сложнее что-то скрыть, так как мы живем в мире социальных медиа, живем сейчас и немедленно. Если информация появляется на день позже произошедшего события, то она уже неактуальна. О событии расскажут другие люди – со своей точки зрения. Все становится известным – довольно быстро и большому количеству людей, и к этому нужно привыкнуть. Поэтому, условия работы в компании, рабочие скандалы или недовольство потребителя – об всем этом мы узнаем немедленно.
Если перевести КСО на язык бизнес-выгоды, то в чем корысть – в хорошем смысле – для компаний быть социально-ориентированными и прозрачными?
Выгоду от КСО для компаний подтверждают исследования. Например, 20% репутации составляют КСО-усилия компании. 75% топ-менеджеров мировых компаний считают необходимым обращать внимание на социальные и экологические потребности общества (PwC survey).
Интересно, что стоимость недооценки нефинансовых рисков и важности диалога со стейкхолдерами – 50 млн долларов. Именно столько будет стоить компании усилия по исправлению ситуации.
КСО уменьшает затраты. Телекоммуникационная компания Lifecell в 2016 году сократила потребление электроэнергии в офисе на 4% и на 32,5% –использование горючего. А замена старого оборудования на новое дало экономию 50% энергии на базовых станциях, 2-3% в системах питания и 30-40% при замене кондиционеров.
КСО порождает инновации: Европейская комиссия в 2009 году определила, что диалог со стейкхолдерами, создание рабочих мест и решение общественных задач привлекают инновации. Например, производственная компания Sidel представила новый тип ПЭТ-тары, которая значительно уменьшает количество лишней упаковки и мусора. Согласно Евромонитор, 256 млн таких бутылок для воды было произведено в прошлом году, что составляет 1 млрд евро сбережений для индустрии.
Также КСО способствует лояльности потребителей: 90% покупателей сегодня готовы отказаться от покупки продуктов компании, если узнают о ее безответственных практиках, а 92% готовы покупать продукты с социально-экологическими преимуществами. Иногда потребители (55%) даже готовы платить больше за продукты компании с сильными практиками КСО.
И напоследок: от 55 до 68% компаний говорят о положительной связи между КСО и финансовыми показателями.
Какие выгоды от КСО бизнеса получает государство?
Государство получает социально-ответственный бизнес, который иногда готов решать общие с государством задачи, получает уменьшение количества сложностей взаимоотношений между бизнесом и местными сообществами, повышение качества жизни людей и развитие страны. Если посмотреть на верхние строчки «Индекса конкурентоспособности стран» (ВЭФ), то мы увидим, что лидирующие страны имеют национальные стратегии по КСО.
Как бы вы охарактеризовали КСО в Украине на фоне глобального развития тренда? Что, как вам кажется, уже достойно гордости?
Я бы отметила, корпоративное волонтерство, объединение компаний вокруг темы трудоустройства молодежи и замечательные pro bono практики юридических компаний.
Например, по теме трудоустройства можно привести в пример Украинский Пакт для молодежи – это объединение 32 компаний для создания 10 000 рабочих мест и стажировок для молодежи, и создания 100 партнерств между компаниями и университетами до 2020 года. За первый год инициативы было создано 109 партнерств, и 5500 рабочих мест и мест для стажировок.
Можно ли отследить, сколько компаний и в каком секторе ежегодно публикуют финансовую и нефинансовую отчетность?
Ежегодно в течение пяти последних лет Центр «Развитие КСО» оценивает сайты 100 крупнейших компаний в Украине. Поэтому могу точно сказать, что количество отчетов растет по годам, хотя в общем, это всего лишь 17 компаний (на 2015 год). Большинство этих компаний работают с клиентами (например, пищевая промышленность).
Является ли государство партнером в развитии КСО или это больше регулятор?
Государство может быть и партнером, и регулятором, Прекрасный пример – Европейская комиссия, в частности – Швеция. Здесь государство выступает партнером, поддерживая различные инициативы по продвижению КСО, а также и регулятором, устанавливая нормы, например, по обязательному включению КСО в стратегию развития государственных компаний и отчетности по выполнению КСО целей в этих компаниях. В Украине пока нет государственной стратегии КСО. Тем не менее, есть планы Министерства экономического развития и торговли разработать концепцию развития корпоративной социальной ответственности, так что мы надеемся, что государство себя еще проявит. В том числе, большую роль в этом может сыграть и присоединение Украины к Комитету по инвестициям и многонациональным компаниям ОЭСР, надеюсь, в ближайшем будущем.
Повлияли ли на бизнес и его понимание роли в развитии общества и государства события Майдана 2014-2015 годов и продолжающиеся военные действия на Востоке страны? Что изменилось?
Конечно, даже практики нашей организации стали другими. Мы стали уделять больше внимание тем направлениям, которые необходимы для развития страны прямо сейчас, а именно: образование, волонтерство, реформы
Много представителей бизнеса пошли работать во власть и «делать реформы», существенно потеряв в заработной плате. Многие компании бесплатно начали помогать правительству в разработке тех или иных законов, в аудите Министерств и борьбе с коррупцией.
Также, многие компании помогают АТО и демобилизованным.
Каковы сейчас ценности украинского бизнеса?
Я думаю, патриотизм, свобода, ответственность, помощь – основные ценности компаний сегодня. У среднего и малого бизнеса появляется все больше проектов по социальному предпринимательству, превращая свои компании в бизнес со смыслом. Например, в Украине работает благотворительный магазин «Ласка», вырученные деньги которого идут на благотворительность и социальное благоустройство города. 159 176 килограммов вещей магазин передал детским домам. Уникальный пример – это инициатива «Теплый город» в Ивано-Франковске. Сто неравнодушных людей собрали по 1000 долларов и создали ресторан, прибыль которого направляется на проекты по развитию города.
Недавно выходцы из крупного бизнеса, известные всей стране люди, объединились для благотворительного проекта «Сомнение Challenge» и решили собрать 120 000 гривен (порядка $4500) в пользу бегового клуба для людей с расстройствами зрения Guide Runner. Также они провели акцию: поработали официантами, отправив собранные 600 000 гривен (около $22500) на установку окклюдеров детям с пороком сердца.
Компания ПРОКОМ создала центр в вузе по обучению и менторству студентов 1С бухгалтерской программе с охватом 49 преподавателей и 204 студента. «Укртелеком» разработал программу «Техноген», в рамках которой обучает не только студентов, но и преподавателей, разрабатывает совместно с вузом новую программу технического обучения. Здесь студенты проходят 3 месяца стажировки в компании, а лучшие – получают возможность трудоустроиться
Юридическая Компания «Juskutum» предоставляла pro bono юридические услуги детской клинике по строительству нового объекта и помогла спасти от коррупции тысячи гривен.
Какой группе: крупный, средний и мелкий частный национальный бизнес, государственные компании, международный/зарубежный бизнес – можно приписать лидерство в продвижении КСО в Украине?
Если лидерство подразумевает классные и эффективные проекты, а также качественную отчетность, то это украинские компании, средний и крупный бизнес.
Какие вызовы стоят перед бизнес-сообществом Украины в сфере КСО?
Самыми сильными вызовами являются: необходимость стратегического подхода к КСО и вовлечения топ-менеджеров компаний в КСО стратегию и КСО проекты, а также внешние условия (меняющиеся технологии, изменение климата). Компании должны думать о новых технологиях, новых процессах, инновациях, об охране окружающей среды и продумывать диалог со стейкхолдерами, отчитываясь по вопросам КСО. Государству стоит принять национальную стратегию по КСО, а обществу – активнее проводить мониторинг бизнес-компаний.
Об организации
Центр «Развитие КСО» работает с 2009 года. В 2009 году Центр присоединил Украину к разработке международного стандарта по социальной ответственности ISO 26000. Визитной карточкой Центра на протяжении уже восьми лет остается Конкурс кейсов по КСО, в рамках которого уде собрано более 200 КСО кейсов украинских компаний. Сегодня организация работает в сфере повышения осведомленности о КСО, улучшения партнерства между бизнесом и университетами, включая продвижение STEM (научно-технических специальностей), карьерного консультирования и продвижения нефинансовой отчетности для муниципалитетов.